• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Человек как политический субъект в демократических и не-демократических политических теориях

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Марей Мария Дмитриевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса мы будем говорить о том, как установление границ политического определяет структуру и сущность остальных элементов политической онтологии, в том числе политического субъекта. Центральной категорией, которой мы будем пользоваться, является «политический субъект», который, будучи наделен правом принятия общезначимых решений, становится инициатором политического процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Субъекты политического процесса – это те, кто принимает политические решения, либо может (имеет право и возможность) оказывать на их принятие существенное влияние.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с многообразием жанров, форм и методов политико-философского исследования, практическое освоение конкретных методов философской работы; развитие навыков историко-философского и логического анализа репрезентативных философских текстов; углубленное изучение первоисточников; знакомство с типологией философских текстов и методами их интерпретации; формирование умения анализировать и деконструировать политико-философские тексты; овладение аналитическими и концептуальными приемами creative writing в политической философии: составление плана, выбор исследовательской стратегии и стилистических средств, реферирование источников и составление библиографии, цитирование и оформление ссылок, редактирование текста, в том числе с использованием современных цифровых ресурсов; развитие коммуникативных компетенций, навыков философской дискуссии, рационального убеждения и конструктивной критики; презентация результатов групповой и индивидуальной проектной работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - анализирует понятия и концепты современной политической философии и политической теории - использует в собственной исследовательской деятельности понятия и термины современной политической теории и политической философии - создает собственные исследовательские проекты в обоасти политической философии и политической теории
  • - анализирует понятия и концепты различных теорий консенсусных моделей политики - анализирует, каким образом в трудах авторов, о которых идет речь на занятиях, конституируется субъект политических отношений. - может продемонстрировать взаимосвязь между определением сути и границ политики и конституированием политического субъекта в рамках данных теорий.
  • - анализирует понятия и концепты различных теорий диссенсусных моделей политики - анализирует, каким образом в трудах авторов, о которых идет речь на занятиях, конституируется субъект политических отношений. - может продемонстрировать взаимосвязь между определением сути и границ политики и конституированием политического субъекта в рамках данных теорий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политический субъект или субъект политического взаимодействия: общая характеристика
  • Концептуализация политического субъекта в рамках консенсусных моделей политической жизни
  • Концептуализация политического субъекта в рамках диссенсусных моделей политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная работа на семинарах
  • неблокирующий Устный доклад с презентацией/ письменный доклад с презентацией
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Устный доклад с презентацией/ письменный доклад с презентацией + 0.4 * Эссе + 0.2 * Устная работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Vita activa, или О деятельной жизни, Арендт, Х., 2017
  • Вебер, М., & Филиппов, А. (2011). Basic concepts of sociology. Unabridged translation. ; Основные социологические понятия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41F38F07
  • Вовлечение другого : очерки полит. теории, Хабермас, Ю., 2008
  • Государство : право и политика, Шмитт, К., 2013
  • Государство и политическая форма, Шмитт, К., 2010
  • Истоки тоталитаризма : пер. с англ., Арендт, Х., 1996
  • Лекции по политической философии Канта, Арендт, Х., 2012
  • Между прошлым и будущим : восемь упражнений в политической мысли, Арендт, Х., 2014
  • На краю политического, Рансьер, Ж., 2006
  • О насилии, Арендт, Х., 2014
  • О революции, Арендт, Х., 2011
  • Ответственность и суждение, Арендт, Х., 2013
  • Политическая теология : сборник, Шмитт, К., 2000
  • Понятие политического, Шмитт, К., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме, Арендт, Х., 2008
  • Диктатура : от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы, Шмитт, К., 2005
  • Жизнь ума, Арендт, Х., 2013
  • Луман, Н., & Филиппов, А. (2007). «Что Происходит?» И «Что За Этим Кроется?». Две Социологии И Теория Общества. Социологическое Обозрение, 6(3).
  • Люди в темные времена, Арендт, Х., 2003
  • Несогласие: политика и философия, Рансьер, Ж., 2013
  • Опыты понимания, 1930 - 1954 : становление, изгнание и тоталитаризм, Арендт, Х., 2018
  • Проблема легитимации позднего капитализма, Хабермас, Ю., 2010
  • Расколотый Запад, Хабермас, Ю., 2008
  • Рикёр, П., Борисенкова, А., & Филиппов, А. (2011). The Model of the Text: Meaningful Action Considered as a Text ; Модель текста: осмысленное действие как текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8902A32
  • Хабермас Ю. - Эссе к конституции Европы - Весь Мир - 2013 - ISBN: 978-5-7777-0544-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=337598