• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография

Статус: Курс обязательный (Культурные исследования)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Культурные исследования
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен зрению, рассмотренному из социокультурной перспективы в качестве социальной практики, локального дискурсивного порядка, результата социализации, ресурса для конституирования сообщества и субъектификации. Специализированное зрение здесь становится базовой аналитической рамкой для работы с профессиональными, идеологическими, гендерными и т.д. режимами структурирования визуального опыта и навязывания позиций наблюдателю. Формат курса – проблемно-исследовательский. Это означает, что изучение специализированного зрения происходит в процессе разработки слушателями отдельных исследовательских кейсов, регулярного обсуждения полевых материалов и результатов их промежуточного анализа как на занятиях в Zoom, так и в закрытом сообществе в tg. Предполагается, что итогом работы в курсе станет представление аналитического отчета по теме своего эмпирического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса теоретическое и практическое знакомство слушателей с социальными и культурными исследованиями зрения.
  • Изучение базовых идей и теоретических установок визуальных исследований на материале специализированного зрения
  • Знакомство с теоретическими моделями, позволяющими работать со специализированным зрением
  • Выработка навыков перевода концептуальных моделей в формат эмпирического исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • адаптирует аналитические модели к специфике контекста и социальной практик
  • выделяет разные масштабы специализации зрения, содержательно их описывает и называет исследователей, с этим масштабом работавших
  • Выявляет кодировочные процедуры, структурирующие опыт специализированного видения (в устной и письменной речи , а также в практических дейсвиях)
  • Выявляет процедуры подчеркивания и другие тактики управления вниманием (в устной и письменной речи, в практических действиях
  • Выявляет специфику визуальной социализации на эмпирическом материале
  • Иллюстрирует понятие оптического сообщества на конкретных примерах
  • комментирует перспективы прикладных визуальных исследований
  • называет ключевых визуальных исследователей, обращавшихся к проблематике зрения
  • объясняет значение специализации для визуальных и социальных исследований зрения
  • Объясняет спецификацию процедур подчеркивания с использованием гештальт-теории и этнометодологии
  • Описывает создание визуальных репрезентаций и эффекты их использования для визуального структурирования реальности с учетом специфики социальной практики
  • Описывает специфику и устройство визуальной грамотности
  • Определяет специфику визуального мышления и иллюстрирует ее примерами из эмпирических исследований
  • подбирает аналитическую модель или технику под задачи эмпирического исследования специализированного зрения
  • Понимает и может пояснить характер связи между видимостью, очевидностью и убедительностью (научного) факта
  • приводит примеры специализации зрения и иллюстрирует их существующими исследованиями
  • применяет аналитические модели "взгляда" и "наблюдателя" для эмпирического исследования визуальной субъектности
  • применяет разные аналитические техники для изучения специализированного зрения
  • различает в зрении социальную практику с присущими ей нормами, способами освоения, практиками исполнения
  • распознает специфику обращения к зрению в рамках визуальных исследований
  • Составляет аналитический отчет о проведенном эмпирическом исследовании
  • Ставит исследовательскую проблему и формулирует запрос на эмпирическое исследование специализированного зрения
  • Формулирует ограничения в эмпирическом исследовании специализированного зрения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зрение под прицелом социальных и культурных исследований. Перспектива прикладных визуальных исследований
  • Масштабы специализации
  • Рабочие инструменты: от А(рхеологии) до Э(тнографии)
  • Зрение как социальная практика
  • Кодировочные процедуры и языковые игры
  • Процедуры подчеркивания: гештальт как дискурсивный продукт
  • Визуальные репрезентации и технологии
  • Усвоенное видение. Визуальная грамотность и режимы оптической социализации
  • Специализированное зрение, знание и воображение
  • Взгляд: субъектность и оптическая специализация
  • Оптические сообщества
  • Пределы окуляроцентризма
  • Контрольное задание 1: Заявка на проект
  • Контрольное задание 2: Аналитический отчет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    участие в семинарах
  • неблокирующий проект
    реализация проекта
  • неблокирующий представление проекта и обсуждение
    презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.35 * Семинары + 0.55 * проект + 0.1 * представление проекта и обсуждение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suspensions of perception : attention, spectacle, and modern culture, Crary, J., 2001
  • Techniques of the observer : on vision and modernity in the nineteenth century, Crary, J., 1992
  • Visual studies : a skeptical introduction, Elkins, J., 2003
  • Археология знания, Фуко, М., 2004
  • Безымянные сообщества, Петровская, Е.В., 2012
  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн, Ф., 2009
  • Визуальная социология : фотография как метод исследования: учебник для вузов, Штомпка, П., 2010
  • Искусство видеть, Бергер, Дж., 2012
  • Искусство и визуальное восприятие : пер. с англ., Арнхейм, Р., 2007
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Объективность, Дастон, Л., 2018
  • Предварительные материалы к "Философским исследованиям", повсеместно известные как Голубая и кори..., Витгенштейн, Л., 2008
  • Рождение клиники, Фуко, М., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур, Б., 2014