• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Знание и вера в индуистской и буддийской традициях

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Во всех локальных культурах религия в разных ее формах занимает важное место. В основе религий лежит особое, религиозное чувство – вера. Человек руководствуется в своем бытии не только верой, которая коренится в низшем (и самом древнем) уровне психики, в бессознательном. Жизнь человека определяется работой всей его психики, а значит, и высшими (позже приобретенными) ее отделами. В западноевропейской философии и науке высшим уровнем психической деятельности считается сознание, а высшим уровнем сознания – мышление как способность создавать мысленные модели реальности, в том числе модели самого себя, устанавливать правила своей деятельности. В западноевропейской культуре вера и знание исторически разделяются и противопоставляются, из чего уже в Античной философии вырастает проблема соотношения веры и знания. Одним из критериев надежности знания становится его рациональность, разумность. Концепты веры и знания появляются во всех культурах, но в разных культурах названные концепты исторически получают разное содержание, и отношения между знанием и верой складываются неоднозначные. Знакомство с их отношениями в индийской культуре дает яркий образчик инаковости как содержаний названных концептов, так и отношений между обозначенными ими феноменами. Индийские мыслители на протяжении всей истории традиционного общества сохраняли убежденность в отсутствии противоречий между верой и знанием. Они обосновали их функционирование на разных уровнях бытия (высшем и низшем). Теоретическое оформление и развитие представления о знании (прама, джняна) получили в учении об инструментах получения достоверного знания (праманавада), которое было частью религиозно-философских систем (даршан). Теоретическое оформление представлений о религии и вере происходило как в текстах даршан, так и брахманистских дисциплин (видья, шастра), созданных для обслуживания ведийской религии и брахманизма, а также в практике публичных дебатов. Поскольку на территории Республики Индия существовали и существуют разные религии, то и их отношения к знанию, религии и вере несколько различны, что обусловливает рассмотрение интересующих нас отношений в текстах главных индийских религий по-отдельности: в ведийской религии и брахманизме, в индуизме и в буддизме. Предлагаемый курс посвящен рассмотрению базовых ценностей (универсалий) главных осевых (термин К. Ясперса) культур, по этой причине он может быть интересен не только бакалаврам, обучающимся на программе «Философия», но и бакалаврам других специальностей.