• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Латинский язык и античная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс латинского языка является неотъемлемой частью базовой подготовки историка, историка искусства и филолога вне зависимости от его дальнейшей специализации. Изучение латинского языка формирует логическое мышление, тренирует память и внимательность к деталям, настраивает на тщательную работу с текстом -- а это ключевой навык любого гуманитария. Знание латинских словоформ и законов развития языка заметно облегчает в дальнейшем изучение современных европейских языков, причем не только романской, но и германской группы. Использование латинского языка хронологически не ограничивается периодом Древности и Средневековья; как язык науки, церкви, документов и «высокой» литературы латинский существовал еще довольно долго. Даже сейчас мы используем латинские термины и понятия, оперируем образами и идеями, возникшими внутри римской и средневековой европейской культуры и сформулированными на латыни. На занятиях курса "Латинский язык и античная культура" мы познакомимся с основными категориями римской культуры, описывающими быт, семейные и родственные отношения, политическое и общественное устройство, литературу и т.п. Знакомство с ними будет осуществляться через текст, таким образом, основным содержанием нашего курса станет изучение грамматики и синтаксиса латинского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Иметь представление о составляющих античной культуры (поэзии, прозы, предметов изобразительного искусства и т.п.) и античном наследии в истории современного мира и России
  • Знать грамматику, морфологию, синтаксис латинского языка
  • Уметь стилистически точно и грамотно переводить латинские прозаические и поэтические тексты на русский язык
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает грамматические категории глагола и умеет их определять, основные безличные, недостаточные и неправильные глаголы
  • Знает грамматические категории и степени сравнения наречий и умеет их определять
  • Знает грамматические категории и степени сравнения прилагательных и умеет их определять
  • Знает грамматические категории существительных и умеет их определять
  • Знает историю развития латинского языка, латинский алфавит, правила чтения букв и их сочетаний, проставления ударений
  • Знает латинские количественные и порядковые числительные; умеет склонять порядковые числительные
  • Знает правила согласования членов простого предложения, различные обороты латинского языка
  • Знает различные типы придаточных предложений, правила согласования придаточных и главных предложений
  • Знает систему латинских предлогов, грамматические категории личных, указательных и притяжательных местоимений и умеет их определять
  • знакомство с историей латинского языка и его местом в системе индоевропейских языков
  • Освоение именной системы латинского языка, умение опознавать и переводить формы, а также их образовывать
  • Освоение системы латинского глагола, умение опознавать в тексте и переводить, а также образовывать указанные формы
  • Умеет определять главные и второстепенные члены простого предложения, определять тип предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное)
  • Умеет определять главные и второстепенные члены сложного предложения
  • Умеет определять тип придаточного предложения
  • Умеет правильно выстроить порядок слов в предложениях различных типов
  • Умеет склонять местоимения различных видов
  • Умеет склонять существительные разных склонений
  • Умеет спрягать глаголы, образовывать отглагольные имена
  • чтение и понимание текстов, написанных на латинском языке классического периода
  • Создать у студентов представление об античной культуре через изучение и перевод наиболее важных памятников латинской словесности II в. до н.э. - V в. н.э.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в латинский язык
  • Тема 2. Основы морфологии латинского языка. Глагол
  • Тема 3. Имя существительное.
  • Тема 4. Имя прилагательное
  • Тема 5. Местоимения и предлоги.
  • Тема 6. Наречия.
  • Тема 7. Числительные.
  • Тема 8. Синтаксис простого предложения.
  • Тема 9. Синтаксис сложного предложения
  • Тема 10. Основы античной культуры
  • Введение. Фонетика и графика
  • Латинский глагол
  • Имя в латинском языке
  • Синтаксис латинского языка
  • Краткий очерк истории латинского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверка домашнего задания
  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Тест по античной культуре и крылатым выражениям
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.1 * Тест по античной культуре и крылатым выражениям + 0.15 * Контрольная работа № 2 + 0.15 * Проверка домашнего задания + 0.15 * Контрольная работа № 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ЗУБЕНКО И.В., МАСНЕВА И.Е., & СКОКОВА Н.Н. (2015). Латинский язык в лексике высшей школы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E045BB7C
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008
  • Латинский язык : учеб. пособие для бакалавров, Солопов, А. И., 2012
  • Тананушко, К. А. (2015). Латинский язык : хрестоматия / сост. К. А. Тананушко ; авт. предисл. и ст. Г. И. Шевченко ; науч. ред. А. В. Гарник. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9281FF75

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003
  • Аубекерова, М., & Муканалиева, А. (2015). Латинский Язык В Современном Мире. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A8661E
  • БОНДАРЕЦ О.Э. (2007). Римский этнос и латинский язык. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3EB1C84B
  • Валеева, А., & Мингазова, P. (2009). Античные Афоризмы (Методическое Пособие В Помощь Изучающим Латинский Язык И Античную Культуру). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1B79D87C
  • Кириченко, А. В., & Протасевич, Н. В. (2013). Латинский язык = Lingua Latina [Электронный ресурс] : учеб.- метод. пособие / А. В. Кириченко, Н. В. Протасевич ; под ред. Г. И. Шевченко ; Lingua Latina. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5CDC281
  • Конкина, Е., & Ремпель, Е. (2015). Латинский Язык В Поэзии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89F12F67
  • Некрашевич-Короткая, Ж. В., & Федосеева, Т. В. (2008). Латинский язык : сб. упражнений и текстов для лингвистич. анализа : для студентов гуманит. спец. / Ж. В. Некрашевич-Короткая, Т. В. Федосеева ; под ред. А. З. Цисыка. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5AAAF723