• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социология массовых коммуникаций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Макарова Ксения Павловна, Сельченок Анастасия Константиновна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиасреды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями о развитии социологии как науки; понимает дисциплинарные границы между социологией и смежными дисциплинами; различает специфику социальных и социологических проблем; демонстрирует навыки корректного применения термина «социологическое воображение» при анализе современных социокультурных процессов.
  • Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания.
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе культурных оснований общественной жизни (ценность, формальные и неформальные нормы, символ, знак, культурный код, обычай, традиция, девиация, аномия, стигма и др.).
  • Владеет знаниями о природе феномена социального института. Имеет представления о специфике институционализации медиа в различные исторические периоды.
  • Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти.
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий курса: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), пропаганда, масс-медиа, мультимедиа, информационное общество, медиация, медиатизация и др.
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов, к примеру: Р.Мертона, П.Лазерсфельда, М.Маклюэна, П.Бурье, И.Гофмана, Ж.Бодрийяра, М. Хоркхаймера, Т. В. Адорно (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, "горячие" и "холодные" медиа, культуриндустрия и др.)
  • Может ориентироваться в разнообразии информационных источников, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса и использовать их для создания научно-популярных медиаресурсов.
  • Умеет самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция. Тема 1 Социология как наука
  • Лекция. Тема 2 Социология массовых коммуникаций в мультимедийном универсуме
  • Лекция. Тема 3 Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
  • Лекция. Тема 4 Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов
  • Лекция. Тема 5 Массовая коммуникация как социальный институт
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитическая работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Мультимедийный проект
    Работа над мультимедийным проектом или «лонгридом» предполагает создание научно-популярного текста по заданной теме с использованием доступных аудиовизуальных материалов и различных дополнительных элементов (инфографика, таймлайн, интерактивная карта, опрос, тест и др.). Проект создается с использованием бесплатных онлайн-сервисов, публикуется в сети Интернет и доступен по активной ссылке. Подробные методологические рекомендации высылаются студентам в начале курса и разбираются на одном из занятий.
  • неблокирующий Тест_1,2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Мультимедийный проект + 0.4 * Тест_1,2 + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Федотова, Л. Н.  Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 603 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510820 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Handbook of Media and Mass Communication Theory, edited by Robert S. Fortner, and P. Mark Fackler, John Wiley & Sons, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1650862.