• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Моделирование и анализ бизнес-процессов

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Горчаков Ярослав Витальевич, Романов Дмитрий Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется в традиционном формате лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов. Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе и выполнением самостоятельной работы, в том числе в дистанционном формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о деятельности организации как системе процессов на основе концепции Business Process Management, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ управления сложными системами в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует терминологию процессного управления Определяет цели и метрики бизнес-процессов • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • • Владеет методами документирования деятельности организации • Выделяет в системах связи • Идентифицирует системы различной природы • Создаёт модели организационных структур
  • • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления • Находит и исправляет ошибки в диаграммах ЕРС и BPMN2.0. • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Ишикавы • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты, элементы нотации на разных уровнях моделирования процессов • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как система
  • Основы управления бизнес-процессами
  • Методологии моделирования деятельности организации
  • Методы анализа и совершенствования бизнес-процессов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится на лекциях или семинарах в виде письменного задания и/или теста, с использованием онлайн-инструментов или без (в простой письменной форме), по выбору преподавателя
  • неблокирующий Практические задания на семинарах
    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов организуется в виде заданий на моделирование различных предметных областей деятельности организации по кейсам: процессов верхнего уровня в нотации VAD, процедур в нотациях EPC, BPMN и др. • Кейсы разрабатываются заранее преподавателями дисциплины. При этом каждая группа получает собственный кейс или предметную область в рамках одного кейса. • Задания выполняются в соответствии с дедлайнами, которые указываются преподавателями при информировании студентов. Как правило, результаты работы должны быть выполнены до конца занятия (семинара). Тексты заданий загружаются в соответствующие каталоги в компьютерном классе и/или облачных сервисах, на усмотрение преподавателя. • Выполненные студентами задания также помещаются в каталоги отчетов и дублируются, при необходимости, на электронный адрес преподавателя, ведущего практические занятия. При загрузке студентами отчетов, а также при выдаче индивидуальных заданий, используются цифровые методы антиплагиата и недопущения списывания. • Возможна групповая работа на занятиях может проводиться в подгруппах по 3-4 человека (в этом случае все студенты одной подгруппы получают одинаковую оценку за задание). Работа в подгруппе может распределяться в виде проектных ролей: руководитель проекта, аналитик, консультант, разработчик и т.п. Данный вид выполнения задания заранее согласовывается с преподавателем, за три и более дня до назначения задания. В случае выполнения задания в подгруппах возможны однократные изменения проектных ролей студентами в рамках одного кейса. Например, в одной подгруппе студент является аналитиком, в другой – руководителем проекта. Такой вариант работы студентов в подгруппе обусловлен непредвиденными обстоятельствами, в том числе субъективной переоценкой студентом своих способностей в рамках той или иной роли, сложностью кейса, необходимостью дополнительного изучения специфики предметной области и получения подробной информации по предмету исследования и т.п. Более одного раза изменение ролей неэффективно, поскольку делает задание фактически невыполнимым из-за непонимания студентом своей идентичности в той или иной роли и большого объема работы. Кроме того, это может привести к демотивации других участников проекта и отсутствию полноценного решения кейса. Преподаватель также может рекомендовать студенту изменить ролевую позицию, если в качестве другой роли его эффективность и раскрытие творческого потенциала будут выше. • Для выставления итоговой оценки за групповую работу на занятиях берётся среднее значение за все выполненные работы. • Практическая работа может проводиться в компьютерных классах или на личных компьютерах студентов при использовании дистанционной формы обучения.
  • блокирующий Экзамен (итоговая контрольная работа)
    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКЗАМЕНА Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam по ссылке, предоставляемой студентам заранее Учебно-методическим центром ВШБ. В некоторых случаях, с учетом технических сложностей, экзамен может проводиться в письменной форме. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе StartExam. Войти на платформу StartExam под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения StartExam или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: • Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: • Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; • Использовать калькулятор для ведения расчетов; • Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; • Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию по техническим нюансам выполнения экзаменационного задания. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.37 * Экзамен (итоговая контрольная работа) + 0.28 * Практические задания на семинарах + 0.35 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Долганова, О. И.  Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под редакцией О. И. Долгановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Каменнова, М. С.  Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05048-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450294 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Каменнова, М. С.  Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 228 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09385-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456169 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Громов А.И. - отв. ред. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-413070