• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"

Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Данный семинар актуализирует и адаптирует к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных студентами в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения участники семинара узнают, как устроена историческая профессия: как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как пройти процедуру издания результатов исследования, как правильно найти журнал или издательство, фонд и коллег для сотрудничества. Студенты пишут и публикуют рецензии на книги, статьи, создают аннотации, делают заявки и готовят доклады и визуальные презентации на международные конференции. В семинар встроен мини-курс по аналитике исследовательских полей, позволяющий овладеть искусством науковедческого анализа историографии. НИС ведет команда исследователей-практиков, каждый из которых публикует статьи в журналах мирового топ-уровня
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные нормы, договоренности, правила исторической профессии, конвенции научного оценивания
  • Овладеть современными технологиями исторического исследования (определение значимости научной проблемы, выработка алгоритма поиска исторических источников для ее решения, применение широкого спектра методов их анализа)
  • Отработать формы презентации результатов исследовательской работы
  • Познакомиться с научными открытиями ведущих специалистов Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть способностью генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Владеть способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Иметь представление о генеалогии социогуманитарной аналитики и перспективах ее использования в историческом исследовании
  • Уметь осуществлять поиск и отбор аналитических ресурсов
  • Уметь оформлять и представлять научному сообществу результаты исследования
  • Уметь распределять этапы исследовательской работы во времени, планировать и добиваться своевременности представления результатов
  • Ориентироваться в современных дискуссиях и подходах к использованию источников личного происхождения для изучения отечественной истории ХХ в.
  • Понимать специфику источников личного происхождения (дневники, воспоминания, интервью) по истории Второй мировой войны
  • Уметь охарактеризовать своеобразие цифровых источников
  • Уметь составлять аннотацию и комментарии к источникам личного происхождения
  • Владение навыками анализа формы и содержания аудиовизуальных произведений (фильмов, фотографий, видеоконтента и т.п.), развитие способностей к «образному мышлению» и применению антропологического анализа для изучения любого аспекта социальной и культурной жизни
  • Уметь видеть проблемы и аспекты современной жизни в их взаимосвязанности («целостно»), соотносить тенденции развития визуальной антропологии с общеисторическими, культурологическими и общенаучными тенденциями в гуманитарной сфере и, шире, в общественной жизни
  • Понимание общей важности культурно-исторических контекстов и умение определять, какие контексты особенно необходимы для понимания местной ситуации
  • Навыки рефлексивной оценки позиции ученого в процессе антропологического исследования
  • Знакомство с некоторыми примерами визуально-антропологических исследований и тем в контексте критической и социальной теории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История культуры академического текста. Ученые степени в России: история и современность.
  • История культуры академического текста. Диссертация: история жанра и структура
  • История культуры академического текста. Рецензия: история жанра и практика написания.
  • Источниковедение
  • Источники личного происхождения в истории ХХ века
  • Новые источники по истории Второй мировой войны: дневники
  • Устная история Второй мировой войны: интервью. Особенности создания и специфика работы с аудио- и видеоинтервью
  • Специфика цифрового источниковедения: оцифровка источников по истории Второй мировой войны, базы данных и электронные архивы
  • Visual anthropology. Session 1. Introduction. Visual anthropology – what is it?
  • Visual Anthropology. Session 2. Colonialism and Exhibited Others
  • Visual Anthropology. Session 3. The Innocent Eye. The Prehistory of Ethnographic Cinema. Robert Flaherty. Camera as an Instrument. Margaret Mead and Gregory Bateson
  • Visual Anthropology. Session 4. Visualizing Soviet Nationalities
  • Visual Anthropology. Session 5. The Camera and Men. “Cinema Verite” by Jean Rouch. Ethnofiction as a Genre
  • Visual Anthropology. Session 6. Through Navajo Eyes. To Visual Communication
  • Visual Anthropology. Session 7. Indigenous cinema
  • Visual Anthropology. Session 8. Observation/participation cinema
  • Visual Anthropology. Session 9. Visual Anthropology / Sensory Ethnography (Case)
  • Visual Anthropology. Session 10. Visual Anthropology / Multimodal Anthropology (Case)
  • Историческая компаративистика. Объекты и цели сравнения в истории
  • Историческая компаративистика. Методы сравнения
  • Историческая компаративистика. Ошибки и искажения в компаративных исследованиях
  • Историческая компаративистика. Применение компаративных методов в собственных исследованиях
  • История и теория
  • Рождение аналитики
  • Лингвистический поворот
  • Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
  • Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптика
  • Пространственный поворот, культурная топология и масштабирование
  • Практический поворот, перформативность и практическое действие
  • Больше поворотов
  • Ориентация и навигация
  • Письмо. Как писать о теории?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка определяется пропорционально по блокам.
  • неблокирующий практические задания
    Составление CV. Составление УДК.
  • неблокирующий Рецензия
    Студенты выбирают книгу 2020-2022 года издания по теме магистерской диссертации. Книгу необходимо прочитать, подготовить рецензию и выступить на семинаре.
  • неблокирующий экзамен
    Беседа по темам курса
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий анализ дневника
  • неблокирующий two response papers (at-home essay)
    An essay is a small prose essay-reasoning on a specific topic with a free composition and the author's style of presentation. The essay includes a clear statement of the essence of the problem posed, an independent analysis of this problem using the concepts and analytical tools considered within the discipline, conclusions that summarize the author's position. Structurally, the essay consists of a title page, an introduction in which the main questions are formulated, the main part with the development of argumentation and analysis, and a general conclusion.
  • неблокирующий oral presentation
  • неблокирующий reading response (class discussion)
    Many readings and films in English or with English subtitles in the course are unabridged academic texts, and may present difficulty for the learners of English as a second language. We do not expect you to understand them to the word. Try to understand a portion of the text / film sufficient to be able to discuss the general content.
  • неблокирующий Творческая работа
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
    работа на семинарах, до 25 баллов, до 5 баллов за участие в одном семинаре; вопросы, развернутые комментарии, обсуждения кейсов, участие в аналитической работе во время занятия приветствуются
  • неблокирующий Творческие письменные задания
    максимальный накопительный балл 25, максимальный балл за письменное задание - 5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * практические задания + 0.1 * экзамен + 0.4 * работа на семинарах + 0.3 * Рецензия
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * анализ дневника + 0.1 * reading response (class discussion) + 0.35 * two response papers (at-home essay) + 0.05 * oral presentation + 0.25 * работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.3 * активность на семинарах + 0.7 * Творческая работа
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.5 * Творческие письменные задания + 0.5 * Участие в семинарских обсуждениях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Werth. (2017). Russia at War, 1941–1945 : A History. Skyhorse.
  • Comparative historical analysis in the social sciences, , 2003
  • Comparative-historical methods, Lange, M., 2013
  • Thompson, P., & Bornat, J. (2017). The Voice of the Past : Oral History (Vol. Fourth edition). New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467545
  • Вопросы к немецкой памяти : статьи по устной истории, Нитхаммер, Л., 2012
  • Историческая культура императорской России : формирование представлений о прошлом : коллективная моногр. в честь проф. И. М. Савельевой, Антощенко, А. В., 2012
  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Научное рецензирование в гуманитарных дисциплинах : жанр, исследования, тексты, , 2020
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • BUDNITSKII, O. (2014). The Great Patriotic War and Soviet Society. Kritika: Explorations in Russian & Eurasian History, 15(4), 767–797. https://doi.org/10.1353/kri.2014.0061
  • BUDNITSKII, O. (2018). A Harvard Project in Reverse: Materials of the Commission of the USSR Academy of Sciences on the History of the Great Patriotic War——Publications and Interpretations. Kritika: Explorations in Russian & Eurasian History, 19(1), 175–202. https://doi.org/10.1353/kri.2018.0007
  • БУДНИЦКИЙ, О. (2011). 1945 Год И Русская Эмиграция: Из Переписки М. А. Алданова, В. А. Маклакова И Их Друзей. Ab Imperio, 3, 243–260. https://doi.org/10.1353/imp.2011.0078
  • БУДНИЦКИЙ, О. (2015). Слишком Поляки Для Советов, Слишком Евреи Для Поляков: Польские Евреи В Ссср В 1939−1945. Ab Imperio, 4, 213–236.
  • Будницкий, О. (2016). Мужчины и женщины в Красной Армии (1941-1945). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF832DC5
  • Будницкий, О. В. (2010). Евреи на войне : от советского к еврейскому? Лехаим, 221, 36–41.
  • Будницкий, О. В. (2010). Евреи на войне : солдатские дневники. Лехаим, 217, 29–34. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000524340
  • Великое расхождение : Китай, Европа и создание современной мировой экономики, Померанц, К., 2017
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне, , 2019
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
  • Дневник 1941 - 1946, Гельфанд, В. В., 2016
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006
  • Методология истории. Т.1: ., Лаппо-Данилевский, А. С., 2010
  • Методология истории. Т.2: ., Лаппо-Данилевский, А. С., 2010
  • Одесса: жизнь в оккупации, 1941 - 1944, , 2013
  • СССР во Второй мировой войне: оккупация, Холокост, сталинизм, , 2014
  • Теория и методология когнитивной истории, Медушевская, О. М., 2008
  • Язык новых медиа, Манович, Л., 2018