• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Семинар по финансовой журналистике

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Современная журналистика)
Направление: 42.04.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Литова Екатерина Владимировна
Прогр. обучения: Современная журналистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях бурного развития финансовых рынков в России и мире деловая и финансовая информация приобретает все более важное значение как для профессиональных участников рынка, так и для массовой аудитории. На этом фоне про-фессия финансового журналиста приобретает особенно важное значение и является одной из перспективных профессий в сфере коммуникаций. Кроме того, качественная финансовая журналистика способствует функционированию рыночной̆ экономики, так как обеспечивает создание и организацию информационных потоков между участниками экономических процессов: госу-дарством, бизнесом и населением, а также может быть инструментом защиты от экономических шоков. Также стоит отметить, что сейчас средства массовой информации представляют собой один из наиболее эффективных инструментов повышения финансовой грамотности населения, выполняя не только аналитическую, но образователь-ную функцию. В связи с этим обеспечение профессионального поля подготовленными кадрами позволит повысить эффективность распространения финансовых знаний среди россиян.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявить основные методики и схемы работы экономического журналиста с финансовой информацией и её источниками.
  • Рассмотреть и разобрать специфику жанров и форматов современной деловой и финансовой журналистики.
  • Изучить особенности освещения в медиа основных финансовых тем.
  • Освоить и разобрать особенности взаимодействия журналиста с участниками финансового рынка и экономической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - понимает базовые принципы функционирования финансовой системы и повышение финансовой грамотности;
  • - понимает особенности освещения ключевых экономических и финансовых тем;
  • - освоил основы закономерности работы финансового журналиста;
  • - научился навыкам работы с источниками финансовой информации;
  • - научился навыкам планирования и подготовки интервью на финансовую тему;
  • - научился навыкам планирования и подготовки обзора или аналитической статьи на экономическую тему;
  • - научился навыкам подготовки экономических новостей на основе открытых данных.
  • - овладел знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей работы с финансово-экономической информацией различного типа в рамках профессиональной деятельности;
  • - научился навыкам общения с субъектами экономической и финансовой деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое деловая и современная финансовая журналистика
  • Российская финансовая система
  • Российский банковский сектор
  • Инфраструктура финансового рынка. Биржи, фондовый рынок
  • Некредитные финансовые организации РФ
  • Источники деловой и финансовой информации и работа с ними
  • Корпоративные новости: главные события жизни компаний, финансовая отчетность, проспект эмиссии ценных бумаг, годовые отчеты
  • Корпоративные конфликты, споры, суды
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Создание и выпуск текста объяснительного формата в рамках темы «финансовая грамотность»
    Студент выбирает направление в рамках темы «финансовая грамотность», находит интересующую его проблему в рамках темы, готовит текст объяснительного формата по данной проблеме: раскрывает суть экономической проблемы, ее бэкграунд, разъясняет сложные экономические термины и процессы. Работа выполняется с целью удовлетворения любопытства аудитории (поэтому тема должна быть актуальной) и расширения кругозора (в данном контексте важно применять методы объяснительной журналистики). Формат должен быть представлен в виде текста с использованием релевантных источников информации. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается в парах или мини-группах до трех человек.
  • неблокирующий Планирование, создание и написание новостей с использованием предлагаемых источников информации
    В течение указанного преподавателем срока (2 дня) студент должен спланировать и написать три актуальных материала, посвященных деятельности российских компаний финансового или реального сектора. Материалы должны быть выполнены в формате новостей, написанных по стандарту информационных агентств (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовочный комплекс, лид, цитата, подробности, бэкграунд). Новости предоставляются преподаватель в строго намеченный срок. Строго индивидуальная работа. Источником информации выступят отчетность финансовых компания по российским и международным стандартам (МСФО, РСБУ), годовой отчет компании, проспект эмиссии акций/облигаций компаний российского рынка, раскрытие информации эмитента.
  • неблокирующий Планирование и подготовка материала на основе отчетности, проспекта эмиссии, обзоров Банка России
    Студенту будет предложена выдержка из отчетности по МСФО, проспекта эмиссии, доклада ЦБ в рамках тематики курса. Он должен будет ее проанализировать, выбрать то, что на его взгляд представляет важную для аудитории но-вость и написать ее. Текст должен быть выполнен в публицистическом стиле. Работа выполняется индивидуально.
  • неблокирующий Выбор, планирование и подготовка материала в рамках развития темы, вышедшей в российском деловом СМИ
    Студент выбирает информационное сообщение в деловых российских СМИ в рамках тематики курса. Находит возможные варианты и представляет варианты развития темы, описанной в материале, демонстрирует источники информации (это может быть экспертный комментарий, новые подробности или новые данные, не описанные в материале), которые позволят развить тему, готовит итоговый материал. Работа выполняется с целью удовлетворения любопытства аудитории и расширения кругозора (в данном контексте возможно применять методы объяснительной журналистики). Формат представлен в виде текста. Для лучшего понимания нужно находить материалы в одном и том же СМИ. Материал должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается в парах.
  • неблокирующий Подготовка новостной заметки на основе судебного разбирательства, иска или законопроекта
    Студенту предоставляется выжимка судебного иска, решения по какому-либо разбирательству или же часть законопроекта по тематике профиля. Студент должен понять есть ли новость, разобраться в решении/иске/законопроекте, изложить его содержание понятным языком. Работа выполняется с целью удо-влетворения любопытства аудитории и расширения кругозора (в данном контексте возможно применять методы объяснительной журналистики). Формат представлен в виде текста. В зависимости от того, какая новость могут потребоваться экспертные комментарии. Работа проводится в парах.
  • неблокирующий Поиск, планирование и подготовка 2 новостных заметок из «голых цифр»
    В течение одного практического занятия студент должен написать два актуальных материала, основным новостным поводом в которых выступают только цифры (изменение индексов, курсов валют, биржевых котировок, кредит-но-депозитных ставок). Материалы должны быть выполнены в формате ново-стей, написанных по стандарту информационных агентств или деловых СМИ (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовочный ком-плекс, лид (вводка), цитата, подробности, бэкграунд). Новости предоставляются преподаватель в строго намеченный срок. Строго индивидуальная работа.
  • неблокирующий Подготовка новости на основе выбранного пресс-релиза и аргументация его новостного характера
    Студенту предлагает несколько (6–7) пресс-релизов российских компаний и ведомств в рамках тематики курса. Необходимо выбрать 2 пресс-релиза, которые содержат информационный повод (событие, которое может быть интересно широкой читательской аудитории), заключенный в факте, событии или высказывании спикера. На основе выбранных сообщений пресс-служб студенты готовы 2 новостных материала, далее доказывают их новостной характер и качество информационного повода. Работа выполняется с целью определения студентами качественного информационного повода, интересного широкому кругу читателей. Материал должен быть сдан преподавателю в рамках практического занятия. Работа делается в парах.
  • неблокирующий Планирование и подготовка экспертного комментария по актуальной финансовой тематике
    Студент должен выбрать ньюсмейкера по теме в рамках тематики курса (это может быть знакомый преподаватель, банкир, брокер, частный инвестор, финансист, экономист), выбрать проблему разговора, договориться о беседе, непосредственно взять комментарий, записать и расшифровать его, не искажая смысл, предоставить преподавателю в строго намеченный срок. Текст должен быть выполнен в публицистическом стиле. Работа выполняется индивидуально.
  • неблокирующий Отработка пресс-конференции
    Студентам в рамках одного практического занятия предлагается запись пресс-конференции по теме «Брифинг председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по заседания совета директоров». В течение данного занятия студент должен написать 2–3 новостных заметки по теме пресс-конференции в процессе пресс-конференции, создав полный цикл новостного сообщения: от молнии до версии с бэкграундом. Материалы должны быть выполнены в формате новостей, написанных по стандарту информационных агентств (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовочный комплекс, лид (вводка), цитата, подробности, бэкграунд), начиная с формата «молнии» и заканчивая обновлением, содержащим бэкграунд и контекст. Работа проводится для всей группы одновременно, но результат оценивается индивидуально для каждого студента. Студентам рекомендуется подготовка к отработке пресс-конференции. Подготовка предполагает штудирование новостей по схожей тематике и просмотр любых аналогичных пресс-конференций за последние 2 года.
  • неблокирующий Экзаменационный тест на знание финансовой системы РФ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.1 * Подготовка новостной заметки на основе судебного разбирательства, иска или законопроекта + 0.1 * Отработка пресс-конференции + 0.1 * Создание и выпуск текста объяснительного формата в рамках темы «финансовая грамотность» + 0.1 * Планирование, создание и написание новостей с использованием предлагаемых источников информации + 0.1 * Поиск, планирование и подготовка 2 новостных заметок из «голых цифр» + 0.1 * Планирование и подготовка материала на основе отчетности, проспекта эмиссии, обзоров Банка России + 0.1 * Планирование и подготовка экспертного комментария по актуальной финансовой тематике + 0.1 * Выбор, планирование и подготовка материала в рамках развития темы, вышедшей в российском деловом СМИ + 0.1 * Экзаменационный тест на знание финансовой системы РФ + 0.1 * Подготовка новости на основе выбранного пресс-релиза и аргументация его новостного характера
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Айзман, Р. И.  Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476426 (дата обращения: 28.08.2023).