• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В России стремительно развивается индустрия комиксов. Появляются новые издательства, выходят как классические произведения («Хранители» Алана Мура, «Возвращение Тёмного Рыцаря» Фрэнка Миллера, «Песочный Человек» Нила Геймана и др.), так и произведения начинающих авторов. Среди опубликованных изданий есть не только переводы на русский язык американских и европейских комиксов, японских комиксов (манга), но и истории русских комиксистов. С успехом проходят фестивали гик-культуры (например, Comic Con Russia). Одной из причин успеха комиксов в России исследователи считают популярность фильмов по комиксам, прежде всего, Marvel и DC. В современной поп-культуре комиксы зачастую становятся основой больших трансмедийных проектов. Это не случайно, ведь в самой структуре комиксов скрыт огромный потенциал для трансмедиатизации. В то же время, на комиксах в России лежит некоторая стигма «книжек с картинками для детей», комиксы зачастую не считаются серьёзным искусством, хотя существует множество примеров драматических историй, рассказанных в комиксах (например, «Маус» Арта Шпигельмана, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 г.). В рамках этого курса я предлагаю изучить комикс не как популярный жанр (комиксы про супергероев, безусловно, наиболее известны в настоящее время), а как формат изложения информации. Скотт Макклауд предлагает следующее определение комикса: «Иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и / или получения эстетического отклика от зрителя» (Макклауд 2016: 9). В этом определении не идёт речь о жанре, тематике или стиле изображения в комиксе. Оно позволяет обратить внимание на особенности комикса как формата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о комиксе как о медиуме и об истории его развития.
  • Формирование представления о роли комикса в современном трансмедийном сторителлинге.
  • Формирование навыка анализа комикса с точки зрения его художественной составляющей, отражения процесса исторического развития комикса как медиума, а также его трансмедиатизации.
  • Развитие умения анализа трансмедийных нарративов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует комикс по 6 критериям С. Макклауда.
  • Анализирует трансмедийные нарративы, в которые включены комиксы.
  • Называет 12 направлений развития современного комикса С. Макклауда.
  • Называет периодизацию американского комикса, имена основных авторов и их произведения.
  • Называет характерные особенности американских комиксов, выпущенных в различный период.
  • Называет характерные черты европейского, японского (манга) и корейского комиксов (манхва), отличает их друг от друга и от американского комиксы.
  • Называет характерные черты трансмедийных расширений этих комиксов.
  • Озвучивает определение комикса С. Макклауда, может объяснить отличие комикса от других форм искусства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Комикс как медиум.
  • Тема 2. История развития американского комикса и его трансмедиатизация
  • Тема 3. Современный комикс и трансмедийный сторителлинг
  • Тема 4. Комиксы в разных странах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Дополнительные баллы
    Во время прохождения курса можно заработать дополнительные баллы, которые позволят компенсировать недостаток в других баллах, но итоговая оценка всё равно не может быть больше 10. При дистанционном прохождении курса — за включение студентом камеры на протяжении всего занятия (лекции и семинара) – 0,07 балла. За включение камеры только на семинаре или только на лекции — 0,035 балла. Итого за 9 встреч студент может получить дополнительно к оценке до 0,63 балла. При очном прохождении курса — за отсутствие мобильного телефона на столе и в руках студента (за исключением времени проведения квиза), отключенные уведомления на ноутбуке и использование ноутбука только в учебных целях данного занятия на протяжении и лекции и семинара — также 0,07 балла. За отсутствие телефона и уведомлений на ноутбуке только на лекции или только на семинаре — 0,035 балла. Для тех, кто занимает 1-3 места в квизе после лекции – 0,05 балла. Итого за 9 лекций можно получить до 0,45 балла. Таким образом, всего можно заработать 1,08 дополнительного балла. Полученные баллы можно потратить на продление дедлайна по эссе (по курсу 0,36 доп балла за день, не более трёх дней) или оставить как дополнение к итоговой оценке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Тест + 0.29 * Экзамен + 0 * Дополнительные баллы + 0.11 * Презентация + 0.29 * Семинары + 0.11 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495