• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Стратификация общества и социальная политика

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у студентов общего представления о социальном устройстве общества и социальной политике для грамотного освещения актуальных социально-экономических событий и анализа открытых данных. В результате освоения дисциплины студент понимает, как структурированы современные общества в целом и российское в частности; знаком с теоретико-методологическими подходами в анализе ключевых социально-экономических проблем, в том числе с учетом специфики конкретного общества; имеет общее представление об инструментах социальной политики и многообразии их конфигурации; а также имеет базовые навыки корректного отражения социально-экономической реальности и инструментов управления ею в медиа-среде. По итогам прохождения курса у студентов складывается понимание того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, в том числе социальными неравенствами и структурами в нем, и специфики работы соответствующих инструментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов общего представления о социальном устройстве общества и социальной политике для грамотного освещения актуальных социально-экономических событий и анализа открытых данных.
  • Формирование представления о социальной структуре российского общества, об основных методологических подходах и понятийном аппарате анализа социальной структуры общества в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен аргументированно обосновать, к какой из базовых стратификационных систем тяготеет стратификационная система современной России
  • Способен идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики в зависимости от этапа развития и характеристик трансформационных процессов
  • Способен назвать и обосновать различия, заложенные в основе базовых стратификационных систем, классифицировать тот или иной тип общества
  • Способен обоснованно определять совокупность субъектов и объектов социальной политики при решении обозначенной социальной проблемы, ее специфики в зависмости от территориальной специфики
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен описывать логику изменений социальной политики для заданного контекста, определять специфику и классифицировать тип социальной политики
  • Способен охарактеризовать основные этапы общественного развития, связать их с концепцией модернизации
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен проинтерпретировать данные по исследованию социальной структуры общества, полученные из различных типов источников, включая ключевые статистические базы данных (Росстата, Всемирного Банка и пр.), российские и зарубежные эмпирические исследования.
  • Способен указать некорректность кампании по освещению социальной проблемы/ меры социальной политики в материалах, опубликованных в средствах массовой информации (на примере разобранных в ходе курса феноменов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество как развивающаяся система.
  • Неравенства и социальная стратификация.
  • Основные социальные индикаторы состояния общества.
  • Социальная политика как инструмент его устойчивого социально-экономического развития.
  • Отраслевые социальные политики.
  • Освещение социальных проблем и социальной политики в средствах массовой информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Активность на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, а также выполнение домашних заданий к семинарам в течение всего курса.
  • неблокирующий Творческая работа
    Творческая работа представляет собой написание текста новостного сюжета по одной из социальных проблем/ мере.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Экзаменационная работа выполняется в конце курса в присутствии преподавателя, онлайн (в системе SMART LMS, опция " тесты") и представляет собой ответ на открытые и закрытые тестовые вопросы (задания). Задания для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях, самостоятельно согласно плану.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Творческая работа + 0.4 * Экзаменационная работа + 0.35 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Два века социальной политики, Сидорина, Т. Ю., 2005
  • Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов, Титоренко, Г. А., 2008
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная структура России: теории и реальность, Тихонова, Н. Е., 2014
  • Хрестоматия по курсу "Социальная структура и социальная стратификация". Ч.1: ., , 1997
  • Хрестоматия по курсу "Социальная структура и социальная стратификация". Ч.2: ., , 1997

Авторы

  • Слободенюк Екатерина Дмитриевна
  • Лежнина Юлия Павловна