• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Медиатизация социальной жизни

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; медиатизация памяти; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность, память и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
  • Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
  • Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий;
  • Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
  • Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации;
  • Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего;
  • Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
  • Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
  • Создает творческие проекты, посвященные тематике медиатизации общества и культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиатизация как исследовательское направление
  • Тема 2. Селф-трекинг, медиатизация повседневности и социальных институтов
  • Тема 3. Медиатизация коллективной памяти об исторических событиях
  • Тема 4. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации. Медиатизированное будущее
  • Тема 5. Медиатизация религиозных институтов в современном контексте: религия встречается с новыми медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Оценка за посещаемость и участие в активностях, не требующих домашней подготовки. Учитывается посещаемость первых четырех встреч (за каждую встречу 2,5 балла).
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Суммарный вес оценок за выполнение четырех заданий, требующих домашней подготовки, каждое с весом 0,1 (0,1 х 4 = 0,4).
  • неблокирующий Индивидуальная письменная работа
    Выполнение письменной работы на освоение теорий медиатизации (в соответствии с текстом задания).
  • неблокирующий Итоговый проект
    Защита результатов исследовательского или творческого проекта по теме медиатизации (на пятой семинарской встрече, присутствие обязательно).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Посещаемость + 0.3 * Итоговый проект + 0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Индивидуальная письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
  • Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
  • Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
  • Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
  • Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.