• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время человечество в целом и каждый индивид в отдельности живут в условиях непрерывного и достаточно болезненного трансформационного процесса, включающего в себя информатизацию (в т.ч. медиатизацию), глобализацию, цифровизацию. В рамках этого процесса увеличивается объем возможностей оказывать различные виды воздействия (далеко не всегда позитивного) на сознание и поведение людей, в том числе с использованием современных информационных технологий воздействия, часть которых с трудом поддается распознаванию. Таким образом, люди нередко оказываются во власти медиаманипуляторов, стремящихся использовать их в своих (отнюдь не благовидных) целях. Данная учебная дисциплина предназначена для обучения студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых для воздействия на сознание и поведение людей в целом и в медийной сфере, в частности, а также способам противодействия им. Важной составляющей данной дисциплины является предоставление студентам практической информации по защите от манипулятивного воздействия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Осмыслить значимость жизненных ресурсов человека для выживания и развития как отдельного индивида, так и общества в целом.
  • Прийти к пониманию основных характеристик личности и социальных общностей как адресатов воздействия и влияния.
  • Изучить роли институциональных субъектов влияния, инфлюенсеров и коммуникационных институтов в системе воздействия на сознание и поведение людей.
  • Получить представление о системе ресурсов коммуникативного воздействия.
  • Познакомиться с основными стратегиями и технологиями коммуникативного воздействия и уровнями психологической опасности и манипулятивного потенциала, которые заключают в себе различные технологии.
  • Изучить основные характеристики медиа как манипулятивной системы и наиболее активно используемые технологии медиаманипуляции.
  • Осмыслить существующие индивидуальные и корпоративные технологии защиты от манипуляции.
  • Научиться интерпретировать и аргументировать использование как технологий коммуникативного воздействия, так и защиты от манипуляции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет адекватное понимание необходимости встраивания технологий воздействия на сознание и поведение людей в понятийный ряд, включающий категории «жизненный мир», «личностный мир», «жизненные ресурсы».
  • Понимает смысловые различия категорий «воздействие», «взаимодействие», «влияние», «убеждение», «внушение», «манипулирование» и др., имеет представление о поведенческих, когнитивных и логико-риторических подходах к воздействию.
  • Знает систему ресурсов коммуникативного воздействия, включающую силовые, речевые, текстовые, жестовые, средовые, визуальные, аудиальные, символические и другие ресурсы.
  • Знает место и роль инициаторов коммуникативного воздействия разных типов: институциональных субъектов, инфлюенсеров, коммуникационных институтов.
  • Различает стратегии коммуникативного воздействия: информирование, убеждение, диалог – и умеет использовать их в практической деятельности.
  • Имеет системные представления о технологиях коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале на личность и различные социальные общности.
  • Различает манипулятивную и неманипулятивную (увещевательную) коммуникации. определяет типы ресурсов и технологий, использованных в конкретных актах воздействия.
  • Знает характеристики медиа как манипулятивной системы и основные технологии медиаманипуляции; умеет определять манипулятивный потенциал медиатекстов.
  • Владеет практическими навыками использования речевых и неречевых ресурсов, социально-психологических инструментов в ситуациях коммуникативного воздействия.
  • Ответственно подходит к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия в ходе реализации практической медийной деятельности.
  • Определяет, какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жизненные ресурсы человека как фактор выживания и развития.
  • Тема 2. Борьба за контроль над ресурсами - движущая сила развития общества?
  • Тема 3. Личность как адресат воздействия и влияния.
  • Тема 4. Социальные общности как адресат воздействия и влияния.
  • Тема 5. Инициаторы и инфлюенсеры.
  • Тема 6. Коммуникационные институты в системе воздействия.
  • Тема 7. Силовые ресурсы воздействия
  • Тема 8. Имидж и репутация субъекта воздействия как ресурсы влияния.
  • Тема 9. Речевые, текстовые, жестовые и иные средства воздействия.
  • Тема 10. Среда, визуальные, аудиальные и символические ресурсы воздействия.
  • Тема 11. Искусственный интеллект как ресурс воздействия.
  • Тема 12. Коммуникационные стратегии. Информирование, убеждение, диалог как безопасные технологии воздействия.
  • Тема 13. Управление коммуникативной ситуацией и провокация как технологии воздействия.
  • Тема 14. Имитационные и манипулятивные технологии.
  • Тема 15. «Черная риторика».
  • Тема 16. Психологическое насилие.
  • Тема 17. Психотехнологии.
  • Тема 18. Трансовые, гипнотические и игровые технологии.
  • Тема 19. Медиа как манипулятивная система.
  • Тема 20. Основные технологии медиаманипуляции.
  • Тема 21. Защита от манипуляции: индивидуальные технологии.
  • Тема 22. Защита от манипуляции: корпоративные технологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность + 0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как манипулировать журналистами, Назайкин, А. Н., 2004

Авторы

  • Абрамов Роман Сергеевич