2022/2023



Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
В настоящее время человечество в целом и каждый индивид в отдельности живут в условиях непрерывного и достаточно болезненного трансформационного процесса, включающего в себя информатизацию (в т.ч. медиатизацию), глобализацию, цифровизацию. В рамках этого процесса увеличивается объем возможностей оказывать различные виды воздействия (далеко не всегда позитивного) на сознание и поведение людей, в том числе с использованием современных информационных технологий воздействия, часть которых с трудом поддается распознаванию. Таким образом, люди нередко оказываются во власти медиаманипуляторов, стремящихся использовать их в своих (отнюдь не благовидных) целях.
Данная учебная дисциплина предназначена для обучения студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых для воздействия на сознание и поведение людей в целом и в медийной сфере, в частности, а также способам противодействия им. Важной составляющей данной дисциплины является предоставление студентам практической информации по защите от манипулятивного воздействия.
Цель освоения дисциплины
- Осмыслить значимость жизненных ресурсов человека для выживания и развития как отдельного индивида, так и общества в целом.
- Прийти к пониманию основных характеристик личности и социальных общностей как адресатов воздействия и влияния.
- Изучить роли институциональных субъектов влияния, инфлюенсеров и коммуникационных институтов в системе воздействия на сознание и поведение людей.
- Получить представление о системе ресурсов коммуникативного воздействия.
- Познакомиться с основными стратегиями и технологиями коммуникативного воздействия и уровнями психологической опасности и манипулятивного потенциала, которые заключают в себе различные технологии.
- Изучить основные характеристики медиа как манипулятивной системы и наиболее активно используемые технологии медиаманипуляции.
- Осмыслить существующие индивидуальные и корпоративные технологии защиты от манипуляции.
- Научиться интерпретировать и аргументировать использование как технологий коммуникативного воздействия, так и защиты от манипуляции.
Планируемые результаты обучения
- Имеет адекватное понимание необходимости встраивания технологий воздействия на сознание и поведение людей в понятийный ряд, включающий категории «жизненный мир», «личностный мир», «жизненные ресурсы».
- Понимает смысловые различия категорий «воздействие», «взаимодействие», «влияние», «убеждение», «внушение», «манипулирование» и др., имеет представление о поведенческих, когнитивных и логико-риторических подходах к воздействию.
- Знает систему ресурсов коммуникативного воздействия, включающую силовые, речевые, текстовые, жестовые, средовые, визуальные, аудиальные, символические и другие ресурсы.
- Знает место и роль инициаторов коммуникативного воздействия разных типов: институциональных субъектов, инфлюенсеров, коммуникационных институтов.
- Различает стратегии коммуникативного воздействия: информирование, убеждение, диалог – и умеет использовать их в практической деятельности.
- Имеет системные представления о технологиях коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале на личность и различные социальные общности.
- Различает манипулятивную и неманипулятивную (увещевательную) коммуникации. определяет типы ресурсов и технологий, использованных в конкретных актах воздействия.
- Знает характеристики медиа как манипулятивной системы и основные технологии медиаманипуляции; умеет определять манипулятивный потенциал медиатекстов.
- Владеет практическими навыками использования речевых и неречевых ресурсов, социально-психологических инструментов в ситуациях коммуникативного воздействия.
- Ответственно подходит к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия в ходе реализации практической медийной деятельности.
- Определяет, какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Жизненные ресурсы человека как фактор выживания и развития.
- Тема 2. Борьба за контроль над ресурсами - движущая сила развития общества?
- Тема 3. Личность как адресат воздействия и влияния.
- Тема 4. Социальные общности как адресат воздействия и влияния.
- Тема 5. Инициаторы и инфлюенсеры.
- Тема 6. Коммуникационные институты в системе воздействия.
- Тема 7. Силовые ресурсы воздействия
- Тема 8. Имидж и репутация субъекта воздействия как ресурсы влияния.
- Тема 9. Речевые, текстовые, жестовые и иные средства воздействия.
- Тема 10. Среда, визуальные, аудиальные и символические ресурсы воздействия.
- Тема 11. Искусственный интеллект как ресурс воздействия.
- Тема 12. Коммуникационные стратегии. Информирование, убеждение, диалог как безопасные технологии воздействия.
- Тема 13. Управление коммуникативной ситуацией и провокация как технологии воздействия.
- Тема 14. Имитационные и манипулятивные технологии.
- Тема 15. «Черная риторика».
- Тема 16. Психологическое насилие.
- Тема 17. Психотехнологии.
- Тема 18. Трансовые, гипнотические и игровые технологии.
- Тема 19. Медиа как манипулятивная система.
- Тема 20. Основные технологии медиаманипуляции.
- Тема 21. Защита от манипуляции: индивидуальные технологии.
- Тема 22. Защита от манипуляции: корпоративные технологии.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Активность + 0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Контрольная работа