• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

История и теория культуры и коммуникаций: 18-20 век

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 40
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух частей, равномерно распределенных по двум годам обучения. Первая часть курса – историческая, вторая – теоретико-практическая. В методологическом плане курс ориентирован на принцип единства исторического и логического и представляет из себя синтез научных дисциплин (курс – «конструктор»). Курс включает в себя несколько блоков, объединяющих основные области знания о культуре как коммуникационной системе и о месте человека в системе культуры. Цель курса: • сформировать комплексное представление о культуре как о единстве духовной, материальной, политической, коммуникационной деятельности человечества на протяжении всей истории его развития. • создать «Дорожную карту» для дальнейшего изучения культуры как единого целого. • открыть новые пути исследования и способствовать развитию творческого потенциала и исследовательской фантазии, базирующихся на крепких научных основах. • стимулировать навыки самостоятельного теоретического поиска как основы развития в дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности. Планируемые результаты обучения: Междисциплинарный характер курса создаст крепкую научную основу и позволит студенту анализировать, синтезировать и использовать в дальнейшей практической профессиональной деятельности знания, полученные в ходе изучения данного предмета и знакомства с основными понятиями и концепциями не только исторических, но и смежных гуманитарных дисциплин (этики, эстетики, логики, психологии культуры и коммуникаций, экологии, права и пр.). Разделы дисциплины: Раздел 1. История мировой культуры и коммуникаций На первом году обучения будут изучены основные исторические вехи в развитии мировой культуры. История мирового искусства будет изучаться в едином комплексе с социальными и историческими феноменами материальной культуры (уровнем развития коммуникаций, технологий, производства, науки, достижениями НТП, и пр.) для понимания взаимосвязи и взаимообусловленности всех процессов человеческой деятельности. Главная цель 1 года – не только сформировать четкое представление об исторической динамике развития мировой культуры и основных закономерностях, но и привить понимание о комплексном характере культуры как социально-прогрессивной творческой деятельности человечества во всех сферах бытия и сознания (духовная, материальная, политическая и пр. культура), а также определить культуру как коммуникационную систему, закрепляющую жизненный социальный опыт через систему информационных кодов и обслуживающую коммуникативных функции общества и индивида. Тема 1. Введение. О культуре. Основные темы и понятия. Понятие культуры. Предмет и метод наук о культуре. Основные теоретические концепции и подходы в изучении культуры. Теория культурно-исторических типов. Семиотическая концепция культуры. Теоретическая и симпрактическая культуры Тема 2. Культура Древнего Египта Основные темы, понятия, персоналии Древнего Египта. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология (додинастический этап, Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства, эллинистический и римский Египет). Речная цивилизация. Религия и культы, загробный мир. Художественная культура и литература. Наука: математика, астрономия, медицина. Иерархическая социокультурная модель. Тема 3. Культура Древней Греции Основные темы, понятия, персоналии Древней Греции. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология (крито- минойский, микенский, гомеровский этапы, архаика, классика, эллинизм). Полис и полисная культура. Рождение литературы, философии и истории (Гомер, Гесиод/ Геродот, Фукидид). Теоретическая наука, география, астрология. Эллинистическая наука и техника (Архимед, Гиппократ, Евклид, Птолемей и др.). Соотношение философии, мифологии и науки. Формирование общеевропейской культурной парадигмы. Театр. Завоевания Александра Македонского. «Семь чудес света». Тема 4. Культура Древнего Рима Основные темы, понятия, персоналии Древнего Рима. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология. Политическая культура и римское право. Сходство и различие в строении греческого полиса и римской civitas. «Римская идея» как социокультурная доминанта, римский мессианизм. «Свободные искусства», философские школы, библиотеки. Римский календарь. Художественная культура Рима. Основные достижения и формы римской архитектуры. Рим и христианство. Тема 5. Культура Византии Основные темы, понятия, персоналии Византии. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология. Государственность Византии. Литература и искусство Византии (храмовое искусства, икона и мозаика). Противостояние восточного и западного христианства. Византия и ислам. Эпоха латинских завоеваний. Падение Константинополя, его последствия. Тема 6. Культура Средневековья Основные темы, понятия, персоналии европейского Средневековья. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология. Феодализм. Две формы верховной власти: духовная и светская. Крестовые походы. Город, университет, монашеский орден. Интеллектуальная и художественная культура. Книжная культура. Развитие музыки. Куртуазная культура: идеология и ритуал. Миф о Граале. Кризис средневековья. «Молот ведьм». Протобуржуазные формы экономики и культуры. Тема 7. Культура эпохи Возрождения Основные темы, понятия, персоналии эпохи Возрождения. Временные границы, культурный тип, специфика, хронология. Три этапа культурной реформы Европы XIV–XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Орденские движения. Гуманизм. Итальянские города–государства. Феномен Флоренции (Флорентийская Академия). Революция в художественной культуре. Книгопечатание. Итальянский Ренессанс. Реформация. Контрреформация Протобуржуазные формы экономики. Формирование бюргерской культуры. Протестантская этика и капитализм. Специфика ренессансной науки, ее связь с магией, герметизмом, алхимией, астрологией (Бруно, Парацельс, Браге, Галилей. Коперник). Предпосылки сближения науки и промышленности в Европа XVI - нач. XVII вв. Географические открытия, колонизация и миссионерство. Тема 8. Культура Нового времени (XVII–XVIII в.) Основные темы, понятия, персоналии. «Новое время» - временные границы, культурный тип, специфика, хронология. Абсолютизм. Становление капитализма. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Утопии (Кампанелла, Мор). Английская революция как культурный феномен. Наука как парадигма знания. Технические изобретения: Бой ль, Гук, Кеплер, Ньютон. Академия как социальная форма науки. Развитие естествознания, биологии и химии. «Век философов»: Беркли, Гоббс, Локк, Ларошфуко, Спиноза. Классицизм, барокко, рококо, сентиментализм. Драматургия XVIII в (Вольтер и Руссо). Театр. Опера. «Золотой век» голландской живописи. Просвещение. Салонная и клубная культура. Американская революция. Промышленная революция в Англии. Великая Французская революция и революционное искусство. Дворянская и бюргерская культура. Наполеон и наполеоновские войны. Россия и Европа. Тема 9. Культура Европы XIX века Основные темы, понятия, персоналии. Культурная революция в Германии на рубеже XVIII–XIX в. Романтизм. Музыкальная революция Венской школы (Бетховен). Новые тенденции в науке (Гумбольдт А., Гумбольдт В). Новая эстетика. Немецкая классическая философия (Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг). Зрелый капитализм. Парламентаризм. Рабочее движение. Терроризм. Формирование «газетной империи» (Домье). Тяжелая промышленность. Транспортная революция. Технические открытия века, их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки. Расизм. «Антибюргерские» настроения. Атеизм. Реализм. Психологизм и историзм. Научные теории 19 в. (Дарвин, Максвелл, Мендель, Риман, Пастер, Фарадей). Тема 10. Культура XX века Временные границы, культурный тип, специфика, хронология. «Конец века» и «Начало века». Русская революция 1905 г. Эволюция науки. Кризис классической физики. Неклассические теории в естествознании. Теория относительности, теория множеств, квантовая теория и ядерная физика, генетика. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники (Зворыкин, Сикорский, Эдисон). Первая мировая вой на и распад империй. Модели экономического мышления: кейнсианство; социализм; радикальный марксизм. Кризис классических структур западной цивилизации. Тоталитаризм и культура. Художественный авангард XX в.: кубизм, фовизм, абстрактивизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм. Литература, театр, кинематограф. Психоанализ (Фрейд, Юнг). Послевоенная Европа Культура потребления. Индустрия развлечений и СМИ. Транснациональные корпорации. Оружие массового уничтожения. Освоение космоса. «Зеленое» движение. Энергетический кризис. Информационная революция (Винер, Шеннон). Появление компьютеров. Раздел 2. Настоящее и будущее мировой культуры На втором году обучение планируется рассмотреть теоретическую часть через призму будущего культуры, провести анализ перспектив индивида и общества в контексте дальнейшего развития культуры с учетом актуальных факторов и целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals (SDGs)), поразмышлять о вызовах и рисках, с которыми столкнется человечество, и о том, какими способами в плоскости культуры они могут быть решены. Второй год изучения начинается с изучения актуальных глобальных и отечественных культурных трендов – для фиксации точки отсчета для дальнейшего анализа и прогнозирования. Цель второго года обучения привить целостный культурологический взгляд на изучение произведений духовной, визуальной и материальной культуры, овладеть необходимым категориальным аппаратом наиболее значительных теорий в области историко-культурных исследований и смежных гуманитарных дисциплин (этика, эстетика, логика, психология, культурная антропология и т.д) для комплексного раскрытия коммуникативных, познавательных, эстетических, этических, экологических и психологических аспектов культурных явлений прошлого, настоящего и будущего. Через изучение футурологии культуры и основ моделирования сформировать представление о том, что культура - это не застывший в прошлом реликт, а живая среда существования и развития человечества, с одной стороны, чутко отвечающая на запросы окружающей среды, а с другой, самостоятельно формирующая эти запросы и определяющая дальнейший вектор развития. Тема 1. Глобальная современная культура. Основные темы, понятия, персоналии. Анализ ключевых трендов в условиях глобализации и цифровизации. Изучение глобальных инноваций в сфере культуры и креативных индустрий. Виртуальная реальность. Цифровое пространство. Роботы и робототехника. Нано-, био-, конвергентные технологии. Тема 2. Современная культура России. Основные темы, понятия, персоналии, культурный тип, специфика. Культурное пространство России: цифровое, информационное, социальное, политическое, физическое, научное и пр. Ключевые тренды в развитии культуры. Государственная культурная политика. Тема 3. Футурология культуры. Понятие, предмет и методы футурологии. История возникновения, отличие футурологии от прогнозирования и научной фантастики. «Speculative design» («спекулятивное проектирование»). Comprehensive Anticipatory Design Science (Б.Фуллер). Станислав Лем, Жак Фреско, Эрик Дрекслер, Артур Кларк, Митио Каку, Элвин Тоффлер и др. Тема 4. Культурная антропология будущего. Предмет, методы и понятийно-категориальный аппарат культурной антропологии как междисциплинарной области знания о человеке в системе культуры. Культурная антропология как внутренне связный процесс конструирования и роста антропологического знания. Культурные инновации. Тема 5. Анализ и управление социокультурными и коммуникационными рисками. Вводная. Комплексный культурологический анализ рисков через призму/ оптику смежных гуманитарных дисциплин: этики, эстетики, логики, экологии, кросс-культурной психологии и психологии коммуникаций. Тема 6. Этика Знакомство с этикой как теорией морали: нормы морали, эволюция нравственности, взаимопроникновение культур и самозащита, проблема лжи в этике и коммуникациях, конфликт между рациональным и моральным в культуре, принцип социальной и индивидуальной ответственности. Тема 7. Эстетика Эстетика как представление о сущности и формах прекрасного в культуре и коммуникациях, об искусстве как особой форме общественного сознания, о духовном комплексе как постоянно развивающейся системы, в том числе через революционные преобразования. Тема 8. Логика и право Принципы рационального мышления, логическая культура и коммуникационная компетентность (общие понятия следования, обоснования и критики), критический анализ и выявление проблемных и дискуссионных моментов действующей интеллектуальной и технологической парадигмы. Тема 9. Экология Анализ перспектив человека и общества в контексте развития культуры с учетом актуальных экологических и технологических факторов, целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals (SDGs)). Тема 10.Кросс-культурная психология и психология коммуникаций Проблема культурной памяти, особенности межкультурной коммуникаций, культурно-антропологическими основами межкультурной коммуникации. Проблема ответственности и индивидуальной воли в условиях научно-технического прогресса, нано- и био-технологий, конвергентных технологий и пр; Теория поколений и цифровое поколение. Тема 11. Культурное проектирование и исследование горизонтов будущего развития культуры. Социо-культурная экспертиза инноваций. Futurecraft. Слияние технологий с креативными индустриями. Креативно-инновационное пространство. Тема 12. Конструирование образов будущего в условиях цифровой реальности. Цифровизация, методы моделирования. Урбанистика. Smart city. К преподаванию дисциплины будут привлекаться: Маквей Анна Владимировна Старусева-Першеева Александра Дмитриевна, кандидат искусствоведения, https://www.hse.ru/org/persons/137680923 Основная литература: Захарченко Т.Ю. - История дизайна, науки и техники. В 4-х частях. Ч.1 - Издательство «ФЛИНТА» - 2014 - ISBN: 978-5-9765-2160-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62975Английский язык: Учебное пособие / Н.М. Дюканова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/125331 Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. — 5-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 488 с. - ISBN 978-5-394-03544-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093511 Дополнительная литература: Кузвесова Н. Л.-История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.: Издательство Юрайт,2019-139-Профессиональное образование-978-5-534-11946-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-dizayna-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-446480 Основы теории коммуникации: учебное пособие / отв. ред. О. Я. Гойхман. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 352 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-004792-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002726
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: • сформировать комплексное представление о культуре как о единстве духовной, материальной, политической, коммуникационной деятельности человечества на протяжении всей истории его развития. • создать «Дорожную карту» для дальнейшего изучения культуры как единого целого. • открыть новые пути исследования и способствовать развитию творческого потенциала и исследовательской фантазии, базирующихся на крепких научных основах. • стимулировать навыки самостоятельного теоретического поиска как основы развития в дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Междисциплинарный характер курса создаст крепкую научную основу и позволит студенту анализировать, синтезировать и использовать в дальнейшей практической профессиональной деятельности знания, полученные в ходе изучения данного предмета и знакомства с основными понятиями и концепциями не только исторических, но и смежных гуманитарных дисциплин (этики, эстетики, логики, психологии культуры и коммуникаций, экологии, права и пр.).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Настоящее и будущее мировой культуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность предполагает короткое письменное задание, которое преподаватель формулирует, исходя из задач курса.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещамость учитывается на каждом занятии. В случае, если студент отсутствует по уважительной причине (болезнь, подтвержденная справкой, форс-мажор), посещаемость также засчитывается.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Итоговая письменная работа – визуальное исследование. Подробнее об этом см. методичку по визуальным исследованиям.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0,15 посещаемость + 0,3 активность + 0,55 письменное задание
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0,15 посещаемость + 0,3 активность + 0,55 письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коммуникология : энцикл. слов.-справ.: учеб. пособие для вузов, Шарков, Ф. И., 2009
  • Шарков Ф.И. - Коммуникология: основы теории коммуникации - Издательство "Дашков и К" - 2017 - ISBN: 978-5-394-02089-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93436

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кузвесова, Н. Л.  Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учебное пособие для вузов / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11344-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473496 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхман. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004792-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/253871