• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Городской общественный транспорт

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Рыжков Александр Юрьевич, Таубкин Георгий
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс поделен на два параллельно идущих смысловых блока: 1) "Государственное и муниципальное управление в сфере пассажирских перевозок"; 2) "Организация, планирование на городском пассажирском транспорте". Содержание первого блока студенту даются общие профессиональные навыки и компетенции в области государственного и муниципального управления в сфере пассажирских перевозок, включая знание современного международного опыта, понимание специфики России и умение работать с действующими нормативно-правовыми актами. В рамках второго блока студенту даются общие профессиональные навыки и компетенции в области организации, планирования и управления регулярными муниципальными пассажирскими перевозками. Под этим подразумевается освоение профессиональной терминологии, разбор понятий, задач и целей проектирования такой подсистемы города как «городской общественный транспорт», получение необходимых для такого проектирования знаний, умений и навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студента компетенций в области организации, планирования и управления регулярными муниципальными пассажирскими перевозками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает краткую предысторию развития МПТ в России и мире.
  • Понимание основных практик управления регулярными перевозками
  • Понимание примеров (кейсов) использования соответствующих практик управления регулярными перевозками
  • Владение терминологией
  • Усвоение знаний об управлении пассажирскими перевозками
  • Умение работать с нормативно-правовыми актами и иными документами
  • Может сформулировать задачи ГОТ и аргументировать его необходимость для разных типов городов и городских агломераций
  • Может сформулировать понятия транспортного спроса и предложения
  • Знает основные процессы планирования и организации пассажирских перевозок в городе/агломерации
  • Знает различные классификации ГОТ и сферы применения соответствующих видов ОТ
  • Знаком с информационным обеспечением ГОТ и мировыми практиками в этом вопросе (GTFS)
  • Может сформулировать основнае понятия/ингредиенты ГОТ и связь между ними
  • Знает рекомендованную структуру Базы данных ГОТ, поддерживающую количественное описание вышеприведённых ингредиентов ГОТ
  • Умеет определить понятия качества ГОТ с точек зрения пассажира, организатора перевозок и города
  • Знаком с мировым опытом оценки квчества ГОТ
  • Ознакомлен с рекомендованными показателями, индикаторами и нормативами качества ГОТ и методами их оценки
  • Ознакомлен с методами анализа интегрального времени передвижения/временных изохрон
  • Ознакомлен с требованиями мониторинга качества
  • Ознакомлен с методами построения пассажиропотоков на маршрутах и их использованием для аналитики
  • Ознакомлен с методами автоматическойй диагностики межмаршрутного дублирования и выделения из сети маршрутных кустов
  • Ознакомлен с работой симуляционной системы, построенной на базе пассажиропотоков - оценивающей влияние модификации маршрутного куста на стоимость перевозок и качество обслуживания пассажиров
  • Может идентифицировать "узкие места" в анализируемом варианте маршрутной сети/маршрутного куста и формировать дорожную карту совершенствования
  • Умеет формировать сценарии маршрутных сетей/кустов и проводить их анализ
  • Умеет проводить функционально-стоимостной анализ и выбор предпочтительного сценария
  • Знаком с системами ЛРТ, БРТ и др.
  • Знаком с различными видами фиксированных маршрутов, используемых в мировой практике
  • Знаком с методами составления расписаний и мировым опытом
  • Знаком с подготовкой данных для расписаний - времена пробегов, отстои, законы о труде и отдыхе
  • Умеет анализировать качества расписаний и ознакомлен с работой компьютерного пакета
  • Знаком с методами эффективных расписаний- диффкренцированные интервалы движения, межмаршрутные переключения, коридорная и фидерная координация, электробусы, автономные ТС
  • Ознакомлен с влиянием технических и внешних факторов на расход энергии
  • Ознакомлен с работой компьютерной симуляционной системы по ТЭО внедрения электробусов
  • Ознакомлен с влиянием внедрения электробусов на расписание, требования к инфраструктуре и потребной энергии
  • Ознакомлен с особенностями работы электротранспорта
  • Ознакомлен с необходимостью организации Центра планирования ГОТ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Исторические модели организации перевозок
  • 1.2. Дерегулирование автобусов в Великобритании
  • 1.3. Контракты на пассажирские перевозки (международный опыт)
  • 1.4. Пассажирские перевозки в развивающихся странах
  • 1.5. Организационные формы в общественном транспорте
  • 1.6. История организации перевозок в России
  • 1.7. Федеральный закон 220-ФЗ от 13 июля 2015 года
  • 1.8. Новая модель взаимодействия с частными перевозчиками в Москве
  • 1.9. Контракты на регулярные перевозки в России
  • 1.10. Подведение итогов
  • 2.1. Введение в теорию планирования и организации ГОТ
  • 2.2. Классификация ГОТ
  • 2.3. Качество транспортного предложения
  • 2.4. Методы анализа маршрутных сетей
  • 2.5. Модификация/совершенствование маршрутных сетей/кустов
  • 2.6. Кустовое расписание
  • 2.7. Электрический городской транспорт
  • 2.8. Перспективные технологии на пассажирском транспорте
  • 2.9. Заключение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разбор кейсов
    Оценка за разбор кейсов (Блок 1) формируются с учётом готовности студентов к семинарским занятиям, качества ответов на вопросы преподавателя и активности в ходе дискуссий.
  • неблокирующий Аналитическая записка
    Оценка за аналитическую записку (Блок 1) формируется по результатам проверки аналитической записки преподавателем. Выполнение аналитической записки представляет собой написание текстового документа об организации общественного транспорта в конкретном городе (по выбору из предложенного списка). Учитывается полнота изученного материала, умение работать с нормативно-правовыми актами, умение использовать полученные ранее знания, наличие собственных выводов, стиль изложения.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах (Блок 2) формируются с учётом готовности студентов к семинарским занятиям, качества ответов на вопросы преподавателя и активности в ходе дискуссий.
  • неблокирующий Индивидуальные задания
    Оценка за два Индивидуальных задания (Блок 2) формируется по результатам проверки сданных файлов excel преподавателем. Выполнение индивидуальных заданий представляет собой создание документа в табличном формате об организации движения общественного транспорта на конкретном маршруте (кусте маршрутов) по выбору из предложенного списка. Учитывается верность рассчитанных показателей, умение использовать полученные ранее знания, наличие собственных выводов, аккуратность составления документа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Индивидуальные задания + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Разбор кейсов + 0.2 * Аналитическая записка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Finger, M., & Holvad, T. (2013). Regulating Transport in Europe. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641212
  • Ryzhkov, A. (2018). Local public transport in Russia: Regulation, ownership and competition. Research in Transportation Economics, (C), 207. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.retrec.v69y2018icp207.217
  • White, P. (2016). Public Transport : Its Planning, Management and Operation (Vol. Edition 6). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1435630

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David A. Hensher, & Ian P. Wallis. (2005). Competitive Tendering as a Contracting Mechanism for Subsidising Transport: The Bus Experience. Journal of Transport Economics and Policy, (3), 295. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.tpe.jtecpo.v39y2005i3p295.322
  • Gwilliam, K. (2008). Bus transport: Is there a regulatory cycle? Transportation Research Part A: Policy and Practice, (9), 1183. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.transa.v42y2008i9p1183.1194
  • van de Velde, D. M. (1999). Organisational forms and entrepreneurship in public transport: classifying organisational forms. Transport Policy, (3), 147. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.trapol.v6y1999i3p147.157
  • Vuchic, V. R. (2005). Urban Transit : Operations, Planning, and Economics. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1631869
  • Wong, Y. Z., & Hensher, D. A. (2018). The Thredbo story: A journey of competition and ownership in land passenger transport. Research in Transportation Economics, (C), 9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.retrec.v69y2018icp9.22