• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Покрышкин Александр Григорьевич, Чеботарева Елена Юрьевна
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей» являются: · ознакомление студентов с игровыми методами психологической помощи детям ; · обучение студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии. В результате освоения дисциплины студент должен: · понимать основные принципы и методологические основы игрового психологического воздействия на личность и поведение ребенка; · уметь анализировать игровую деятельность ребенка, его взаимодействие с родителями; применять техники директивной и недирективной игровой психотерапии соответственно терапевтическим целям и задачам, индивидуальным особенностям клиентов; · иметь навыки (приобрести опыт) проведения игровой психотерапии для коррекции отклонений в поведении и развитии ребенка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. · ознакомить студентов с игровыми методами психологической помощи детям 2. · обучить студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.
  • · ознакомить студентов с игровыми методами психологической помощи детям
  • · обучить студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками игровой терапии, центрированной на ребенке, интервенций, отражающих действия и чувства ребенка, поддерживающих его самоуважение и введения ограничений.
  • Владеет навыками проведения недирективной поведенческой игровой терапии и формирования навыков поддержания дисциплины
  • Владеет навыками проведения недирективной поведенческой игровой терапии и формирования навыков поддержания дисциплины
  • Понимает возможности использования игры в консультировании и психотерапии, различает концепции директивной, аналитической и недирективной игровой терапии.
  • Понимает основные принципы ТДРВ, владеет навыками диагностики детско-родительских отношений в ходе наблюдения за диадическим взаимодействием
  • Умеет видеть проявления травмы в поведении детей, владеет навыками проведения игровой терапии в ситуации травмы
  • Умеет определять стратегию и применять техники ИТЦР в зависимости от запроса и индивидуальных особенностей клиента
  • Умеет определять стратегию и применять техники ТДРВ и в соответствии с запросами и индивидуальными особенностями клиентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Недирективная игровая психотерапия
  • Тема 1.1. Игра, как вид деятельности. Особенности и терапевтические факторы игры.
  • Тема 1.2. История развития игровой психотерапии. Направления игровой психотерапии
  • Тема 1.3. Недирективная игровая терапия. Теоретические предпосылки подхода - клиентоцентрированный подход в консультировании (К.Роджерс). Теория структуры личности, центрированная на ребенке.
  • Тема 1.4. Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии
  • Тема 1.5. Стадии недирективной игровой терапии. Качества необходимые игровому терапевту для эффективной деятельности
  • Тема 1.6. Установление ограничений в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии
  • Тема 1.7. Развитие самоуважения ребенка в игровой терапии
  • Тема 1.8. Взаимодействие с родителями в рамках недирективной игровой терапии
  • Тема 1.9. Завершение терапии. Этические нормы в работе игрового терапевта
  • Раздел 2. Игровая терапия с ребенком, пережившим травму
  • Тема 2.1. Проявления травмы в поведении детей. Цели и задачи недирективной игровой терапии при работе с ребенком, переживающим травму.
  • Тема 2.2. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора (ситуация смерти, катастрофы).
  • Тема 2.3. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний (жестокое обращение, сексуальное домогательство, хронические заболевания).
  • Тема 2.4. Что делать взрослым? Как общаться с ребенком, пережившим травму.
  • Раздел 3. Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ)
  • Тема 3.1. Цели, методы и основные принципы ТДРВ
  • Тема 3.2. Психологические проблемы детско-родительского взаимодействия. Роль дисциплины и эмоционального принятия в развитии ребенка
  • Тема 3.3. Диагностическое интервью с родителями, наблюдение за диадическим взаимодействием родителя и ребенка
  • Тема 3.4. Обучение родителей недирективной поведенческой игровой терапии (ПИТ)
  • Тема 3.5. Совершенствование родительских навыков поведенческой игровой терапии
  • Тема 3.6. Цели, методы и принципы терапии, направленной на тренировку дисциплины
  • Тема 3.7. Обучение родителей навыкам поддержания дисциплины в игровых ситуациях
  • Тема 3.8. Распространение навыков дисциплины на повседневную жизнь
  • Тема 3.9. Психологическая поддержка родителей. Учет индивидуальных особенностей детей и родителей в ТДРВ
  • Тема 3.10. Завершение психотерапии семьи с использованием ТДРВ. Оценка эффективности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 1.
  • неблокирующий Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 1.
  • неблокирующий Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 1.
  • неблокирующий Групповые дискуссии по поводу обсуждаемых случаев Раздела 2
  • неблокирующий Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 3.
  • неблокирующий Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3
  • неблокирующий Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 3.
  • блокирующий Письменный экзамен по разделу 1
    • Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
  • блокирующий Письменный экзамен по разделу 3
    • Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
  • блокирующий Групповая дискуссия по разделу 2
    • Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 1. + 0.075 * Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 1. + 0.1 * Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3 + 0.15 * Групповые дискуссии по поводу обсуждаемых случаев Раздела 2 + 0.1 * Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 3. + 0.1 * Групповая дискуссия по разделу 2 + 0.1 * Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 3. + 0.1 * Письменный экзамен по разделу 3 + 0.1 * Письменный экзамен по разделу 1 + 0.075 * Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 1.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-280-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/148093
  • Игра в раннем детстве: От рождения до 6 лет: Учебное пособие / Шеридан М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 146 с.: 70x100 1/32. - (Раннее развитие) (Обложка) ISBN 978-5-91671-508-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002322
  • Решетников М. М. - ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-05650-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihicheskaya-travma-441480

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 296 с. - ISBN 978-5-9925-1036-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043967
  • Грин, Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей [Электронный ресурс] / Росс В. Грин ; пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. — 10-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 264 с). — М. : Теревинф, 2019. — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-4212-0567-8 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1029063 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1029063
  • Копытин, А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2014. — 203 с. — ISBN 978-5-89353-420-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109316 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Нарушения поведения и развития у детей: книга для хороших родителей и специалистов / под ред. Л.С. Чутко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 176 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0672-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044268
  • Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок / М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 328 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0674-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044274
  • Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика : монография / М.А. Падун, А.В. Котельникова. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 206 с. - (Перспективы психологии). - ISBN 978-5-9270-0231-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059546
  • Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и её последствия: Учебник / Хрусталева Н.С. - СПб:СПбГУ, 2014. - 372 с.: ISBN 978-5-288-05583-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941588
  • Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание : монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 496 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0343-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060972
  • Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129