• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Зоология позвоночных

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Зоология – это фундаментальная наука, которая обобщает молекулярно-генетические, физиологические, морфологические и поведенческие направления исследований животных в рамках экологического и эволюционного подходов. С этой точки зрения курс зоологии позвоночных можно рассматривать как базовый или фундаментальный для понимания строения и жизнедеятельности представителей позвоночных животных, к которым относится в том числе и человек. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология позвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Базовая часть» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе в 3-4 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных». Основные положения дисциплины «Зоология позвоночных животных» будут использоваться при прохождении дисциплин «Физиология животных и человека», «Эволюционная биология развития», «Теории эволюции» и практики на 1 курсе образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение и углубление биологического образования студентов.
  • формирование естественно-научного мировозрения, понимание проблем и современного состояния мегасистемы животного царства.
  • изучение внешнего и внутреннего строения, скелета, систематики, экологии и происхождения всех основных классов Позвоночных.
  • знание закономерностей развития животного мира от примитивных хордовых (класс Бесчерепные) до млекопитающих (включая человека) и птиц, морфофизиологической организации, филогении, особенностей эмбриогенеза, физиологии, воспроизведения, географического распространения, роли в экосистемах и практического значения основных типов и классов позвоночных животных, важности сохранения биоразнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом, истории становления зоологии как науки.
  • умение ориентироваться в морфологическом и видовом разнообразии животных, в том числе редких и исчезающих видов и групп, в методологии систематики животных, основных направлениях эволюции и морфофизиологической организации главнейших таксонов; определять животных, рассказывать об основных биологических особенностях строения типов беспозвоночных.
  • владение навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения своих знаний в письменной и устной форме, определения таксономической принадлежности животных, камеральной обработки зоологического материала, работы со световыми микроскопами, зарисовки и оформления результатов работы; техникой и методикой осуществления лабораторного синтеза и выделения несложных органических соединений и их идентификации; техникой и методикой демонстрационного эксперимента; техникой безопасности при выполнении химических экспериментов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
  • Знание анатомии ланцетника.
  • Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
  • Знание их роли в экосистемах.
  • Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
  • Знание роли млекопитающих в экосистемах.
  • Знание роли птиц в экосистемах.
  • Изучение анатомии крысы.
  • Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
  • Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
  • Изучение определений, методов и задач зоологии позвоночных, основных этапов ее развития. Знание основных законов эволюции животных.
  • Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
  • Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
  • Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение анатомии акулы.
  • Освоение анатомии миноги.
  • Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение их роли в экосистемах.
  • Усвоение их роли в экосистемах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет.
  • Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
  • Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
  • Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
  • Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
  • Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
  • Тема 7. Класс костные рыбы.
  • Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
  • Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
  • Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
  • Тема 11. Анамнии и амниоты.
  • Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
  • Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
  • Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
  • Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
  • Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
  • Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
  • Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №12 (итоговая)
    Итоговый коллоквиум по всем пройденным темам
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №3
    На третьем занятии 6 рисунков, вес основных двух - по 30%, второстепенных четырех - по 10%. Возможно разделение одного занятия на два (часть 1 и часть 2) в случае наличия времени. В случае разделения одного занятия на два выставляется оценка за каждое занятие, при этом на первом занятии рисуется два основных рисунка (каждый весит 50% от общей оценки), а на втором - четыре второстепенных рисунка (каждый весит по 25% от общей оценки).
  • неблокирующий Контрольная работа №5 (нервная система).
  • неблокирующий Контрольная работа №11 (внутренние органы млекопитающих).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №5
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №8
    На восьмом занятии два основных рисунка (каждый весит 30% от итоговой оценки) и два второстепенных (25% и 15% от итоговой оценки). В случае наличия времени занятие может быть разделено на два - первая часть и вторая часть, за каждую из которых выставляется своя оценка. На первом из двух занятий рисуются два основных рисунка (при этом каждый весит 50% от итоговой оценки), на втором занятии рисуются два второстепенных рисунка (60% и 40% от итоговой оценки).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №10
  • неблокирующий Контрольная работа №2 (бесчелюстные).
  • неблокирующий Контрольная работа №1 (бесчерепные).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №6
    На шестом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №1
    На первом занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №2
    На втором занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • неблокирующий Контрольная работа №8 (скелет птиц).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №4
    На четвертом занятии 4 рисунка - один основной (вес составляет 70% оценки) и три второстепенных (вес каждого составляет 10% оценки).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №9
    На девятом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №11
    На одиннадцатом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • неблокирующий Контрольная работа №3 (внутренние органы рыб).
  • неблокирующий Контрольная работа №9 (внутренние органы птиц).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №7
    На седьмом занятии 5 рисунков, вес основных двух - по 35%, второстепенных трех - по 10%. Возможно разделение одного занятия на два (часть 1 и часть 2) в случае наличия времени. В случае разделения одного занятия на два выставляется оценка за каждое занятие, при этом на первом занятии рисуется два основных рисунка , а на втором - три второстепенных рисунка.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа №7 (скелет рептилий).
  • неблокирующий Контрольная работа №10 (скелет млекопитающих).
  • неблокирующий Контрольная работа №4 (скелет хрящевых и костных рыб).
  • неблокирующий Контрольная работа №6 (внутренние органы амфибий).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №2 + 0.021 * Контрольная работа №2 (бесчелюстные). + 0.021 * Контрольная работа №1 (бесчерепные). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №8 + 0.021 * Контрольная работа №6 (внутренние органы амфибий). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №5 + 0.021 * Контрольная работа №3 (внутренние органы рыб). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №3 + 0.412 * Экзамен + 0.084 * Контрольная работа №12 (итоговая) + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №7 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №10 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №6 + 0.021 * Контрольная работа №11 (внутренние органы млекопитающих). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №11 + 0.021 * Контрольная работа №7 (скелет рептилий). + 0.021 * Контрольная работа №10 (скелет млекопитающих). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №1 + 0.021 * Контрольная работа №9 (внутренние органы птиц). + 0.042 * Графический биологический рисунок_Тема №4 + 0.021 * Контрольная работа №5 (нервная система). + 0.021 * Контрольная работа №4 (скелет хрящевых и костных рыб). + 0.042 * Графический биологический рисунок_Тема №9 + 0.021 * Контрольная работа №8 (скелет птиц).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Машинская, Н. Д.  Зоология позвоночных : учебное пособие для вузов / Н. Д. Машинская, Л. А. Конева, Р. В. Опарин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12936-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476894 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зоология позвоночных : учебник для вузов, Дзержинский, Ф. Я., 2014

Авторы

  • Сибирякова Ольга Викторовна
  • Поликанова Ирина Сергеевна
  • Яхина Мария Рафаиловна
  • Зиновьев Андрей Валерьевич