• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Теория вероятностей и математическая статистика

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен уметь применять изученные в рамках дисциплины методы анализа данных к решению содержательных социально-экономических и политологических задач. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных в рамках курса «Математика и статистика» (1 курс). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  Знать содержательный смысл следующих понятий: функция, производная, интеграл; функция распределения и функция плотности вероятности, условная вероятность, математическое ожидание и дисперсия, квантиль, корреляция.  Знать основы теории статистического оценивания и теории проверки статистических гипотез в объеме дисциплины «Математика и статистика» (1 курс).  Уметь дифференцировать и вычислять определенный интеграл элементарных функций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладеть знаниями в области теории вероятностей и математической статистики, необходимыми для освоения базовых методов анализа данных в социальных науках.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает допущения классической линейной регрессии
  • Знает критерии качества регрессионных моделей, умеет выбирать релевантную модель на основе информационных критериев
  • Знает сферу применения дисперсионного анализа
  • Корректно интерпретирует оценки коэффициентов множественной регрессии, понимает потенциальные источники мультиколлинеарности
  • Понимает различия между точечными и интервальными оценками, корректно интерпретирует доверительные интервалы, знает свойства точечных оценок
  • Умеет выводить оценки коэффициентов в модели парной регрессии, корректно интерпретирует полученные оценки
  • Умеет выявлять влиятельные и нетипичные наблюдения
  • Умеет диагностировать гетероскедастичность и знает, какие поправки вносить в модель в условиях гетероскедастичности
  • Умеет получать оценки параметров методом максимального правдоподобия
  • Умеет получать оценки параметров методом моментов
  • Умеет при помощи Rstudio готовить данные к последующему анализу
  • Умеет проверять гипотезу о равенстве средних двух независимых выборок из нормального распределения
  • Умеет проверять статистические гипотезы при помощи p-value
  • Умеет рассчитать условное математическое ожидание, знает сферы применения экспоненциального распределения и распределения Пуассона
  • Умеет рассчитывать и корректно интерпретировать величины ошибки I, II рода и мощности в рамках проверки гипотез
  • Умеет решать задачу о 2-х и более независимых выборок при помощи непараметрических критериев
  • Умеет строить доверительный интервал для дисперсии
  • Умеет строить доверительный интервал для разности средних двух независимых нормальных выборок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Распределение вероятностей дискретных и непрерывных случайных величин. Условное распределение и условное математическое ожидание
  • Точечные оценки
  • Понятие интервальной оценки. Распределение хи-квадрат. Распределение выборочной оценки дисперсии с нормальной выборкой
  • Распределение Стьюдента. Распределение стьюдентовской дроби (с доказательством). Доверительный интервал для разности средних двух независимых нормальных выборок
  • Подготовка данных к анализу
  • Проверка гипотез.
  • Параметрическая задача о 2 независимых выборках: критерий Стьюдента. Двойственность с доверительным интервалом для разности средних. Проблема Беренса-Фишера. Модель дисперсионного анализа. МНК-оценка параметров модели. Проверка гипотез о параметрах.
  • Непараметрический подход к задаче о 2 и k независимых выборках: критерий Уилкоксона и Краскела-Уоллиса
  • Парная регрессия: постановка задачи, МНК-оценки, проверка гипотезы про коэффициенты. Теорема Гаусса-Маркова и теорема Рао о свойствах МНК-оценок. Статистический вывод в регрессии: статистическая значимость коэффициентов. Критерии качества моделей, сравнение моделей. Разложение вариации.
  • Модель множественной линейной регрессии
  • Гетероскедастичность
  • Нетипичные и влиятельные наблюдения
  • Критерии качества регрессионных моделей. Выбор модели
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Экзамен_Модуль 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен_Модуль 1 + 0.25 * Контрольная работа №1 + 0.25 * Контрольная работа №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Путеводитель по современной эконометрике : учеб.- метод. пособие для вузов, Вербик, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Introductory econometrics: a modern approach, Wooldridge, J.M., 2016
  • Larocca, R. (2005). Reconciling Conflicting Gauss-Markov Conditions in the Classical Linear Regression Model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.343D1CB
  • WORKSHOP How Not to Lie with Statistics: Avoiding Common Mistakes in Quantitative Political Science *. (n.d.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7A759A2