• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Аграрная социология и сельское развитие

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Наумов Алексей Станиславович, Никулин Александр Михайлович, Янбых Рената Геннадьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основной акцент курса направлен на объяснение современной аграрной политики постсоветской России, изучение интересов и стимулов основных участников процесса, места российского АПК в глобальном мире, потенциала роста и оценки влияния аграрной политики на занятость и благосостояние сельского населения, а также рассмотрение социальной составляющей экономических процессов в сельской местности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раздел курса «Аграрная социология» предусмотрен для знакомства с неэкономическим контекстом экономических отношений и процессов на селе. Социологический взгляд на хозяйство предполагает, что сельскохозяйственное производство является неотъемлемой частью социальной жизни на селе. Поэтому семейные, классовые, миграционные, соседские, политические и прочие формы социальных отношений и процессов неразрывно связаны с изменениями в организации сельскохозяйственного производства. Раздел посвящен не только современному российскому селу и его историческим корням, но и общемировым аграрным процессам, что позволяет в сравнении показать особенности сельского развития в современной России. Курс выстроен вокруг таких понятий как крестьянство, сельское сообщество, аграрный капитализм, аграрный вопрос, глобализация, сельские движения и протесты и др. Раздела курса «Сельское развитие» направлен на ознакомление с концепцией сельского развития в России и мире, изучение теории и эволюции государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможности применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации. Это особенно актуально в настоящий момент, когда закладываются основы реализации мероприятий новой государственной программы комплексного развития сельских территорий. Анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий позволит магистру в будущем формулировать рекомендации правительству, бизнесу, академическому сообществу и гражданскому обществу по наиболее рациональному использованию бюджетных средств для улучшения качества жизни сельского населения и экологической обстановки в сельских территориях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с доступными базами данных показателей сельского развития Росстата, Всемирного банка, ОЭСР, Минсельхоза России, Минэкономразвития России
  • Знакомство с теорией и эволюцией государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможностями применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации
  • Знакомство с теорией сельского развития, его целями, задачами и механизмами.
  • Изучение критериев для определения видов типологии сельских территорий (сельских агломераций) с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта
  • Изучение основных инструментов и механизмов политики сельского развития в Российской Федерации, классификации мер в соответствии с существующей классификацией ВТО и ОЭСР
  • Изучение ретроспективного и текущего состояния развития сельских территорий по ключевым социально-экономическим показателям
  • Изучение теоретических основ и практических примеров использования коэффициентов оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства и сельского развития; анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий
  • Систематизация и анализ действующих инструментов и механизмов политики сельского развития, направленных на развитие сельской занятости, в т.ч. альтернативной, и привлечение специалистов на село: - прямые – направленные непосредственно на развитие сельской занятости и привлечение специалистов в сельскую местность, - косвенные – побочным эффектом, которых является какое-либо влияние на сельскую занятость.
  • Знать основные вопросы и определения сельской социологии: крестьянство, фермерство, сельское сообщество, локальная культура, сельско-городской континуум.
  • Уметь разбираться в исторических и современных региональных формах крестьянских и фермерских хозяйств. Знать особенности организационного плана экономики сельского домохозяйства. Знать методику изучения бюджетов сельских домохозяйств.
  • Знать понятия основных социологических особенностей организации крупного аграрного предприятия. Знать основные виды и формы крупных аграрных предприятий. Знать механизм взаимодействия аграрного предприятия с сельскими домохозяйствами и территориями.
  • Знать основные особенности региональных, этнокультурных и социо-экономических типов сельских сообществ. Уметь применять социологические методики исследования картин села.
  • Знать механизмы реализации исследовательских проектах власти на селе. Знать социальные характеристики типических агентов и представителей власти на селе, особенности борьбы за власть на селе. Уметь применять социологические методики изучения власти на селе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория развития сельских территорий и эволюция государственной поддержки, понятие устойчивого развития. Отраслевая, территориальная и перераспределительная модели сельского развития
  • Определение сельских территорий: критерии отнесения к сельской местности, типология по основным природно-климатическим, пространственно-географическим и социально-экономическим характеристикам
  • Международный опыт развития сельских территорий, включающий институциональные инновации, социальное выравнивание, вопросы участия сельского населения в реализации программ
  • Сельские территории Российской Федерации: текущее состояние и основные вызовы развития
  • Оценка влияния государственной политики на развитие сельских территорий: методы и результаты
  • Меры общей поддержки сельского развития
  • Основные показатели сельского развития в современной России
  • Занятость и доходы сельского населения
  • Введение в историю, теорию и методологию «Сельской социологии» XIX–XX вв. Основные вопросы и определения этой науки
  • Социологические исследования сельских домохозяйств: крестьяне, фермеры, сельскохозяйственные работники, дачники, родовые поместья
  • Социологические исследования аграрных предприятий: от помещичьих хозяйств, колхозов и совхозов до кооперативов, фермерских хозяйств, агрофирм и агрохолдингов
  • Социологические исследования сельских сообществ: от крестьянских общин и сельских коммун до сельских муниципалитетов и экопоселений
  • Социологические исследования культуры и власти на селе: парадоксы формальной и неформальной власти, феномен оружия слабых, сельское развитие через политику и культуру
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Активность на семинаре + 0.7 * Реферат
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.8 * Устный экзамен + 0.2 * Активность на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голоса крестьян : сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах, , 1996
  • Флигстин, Н. (2013). The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies (translated by Alexander Kurakin) ; Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века (перевод А. А. Куракина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCFA039

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сельская Россия на перепутье : геогр. очерки, Нефедова, Т. Г., 2003
  • Социальная динамика аграрных изменений, Бернстайн, Г., 2016