• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Медиапсихологические исследования

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Джура Алексей Павлович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Медиапсихология предполагает изучение эмоциональных, когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических и социально-психологических феноменов, возникающих в жизни личности и общества, погруженных в контекст современной медиакультуры. Она охватывает широкий круг вопросов и проблем: как личность меняется во взаимодействии с медиа? Как меняется коммуникация между людьми при наличии посредника в виде медиа? С какими вызовами в области психического здоровья мы сталкиваемся и будем вынуждены столкнуться, учитывая возрастающую степень влияния медиа на индивидуальную и социальную жизнь? Как медиа задействуют психологические механизмы для влияния на аудиторию? Научно-исследовательский семинар направлен на ознакомление с современными научными представлениями о психологических проблемах медиакоммуникаций, инструментами их диагностики и описания. Семинар позволит студентам выполнить научные работы по широкому кругу тем: от психологических эффектов медиавоздействия, включая формирование установок, настроений и стереотипов, до медиазависимости и медиабезопасности, психологии медиапотребления и даже трансформации роли традиционных психотерапевтических (и шире – помогающих) практик в контексте медиаполя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о проблемном поле медиапсихологии, её предметной области, принципах и направлениях исследований, а также о состоянии современной научной дискуссии вокруг предмета медиапсихологии.
  • Освоить основные методы и методики исследования психологических эффектов массмедиа.
  • Получить практический опыт проведения научных изысканий в области медиапсихологии и с использованием методов медиапсихологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспроизводит определения ключевых понятий медиапсихологии
  • перечисляет основные проблемные области медиапсихологии
  • формулирует идеи для проведения медиапсихологических исследований
  • перечисляет методы проведения медиапсихологических исследований
  • называет практические инструменты медиапсихологической культуры
  • интерпретирует тексты медиапсихологических исследований
  • решает задачи по идентификации психологических медиаэффектов и процессов в конкретном фактическом материале
  • обсуждает проблемы медиапсихологических исследований
  • доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования
  • обобщает данные о теоретических подходах к определению предмета медиапсихологии
  • переосмысляет теоретический базис медиапсихологии с учётом материала, полученного в результате собственных изысканий
  • выдвигает гипотезы о новых тенденциях развития медиа в контексте психологических обстоятельств, феноменов и последствий взаимодействия личности и медиа
  • проектирует инновационные инструменты изучения медиапсихологических феноменов и проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предметное поле медиапсихологии
  • Тема 2. Методы медиапсихологии
  • Тема 3. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы
  • Тема 4. Психология медиапроизводства и медиамаркетинга
  • Тема 5. Психология медиапотребления
  • Тема 6. Психология медиакоммуникативного взаимодействия в отношении молодёжной аудитории
  • Тема 7. Медиаобразование как проблема медиапсихологии
  • Тема 8. Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Очная перекличка в начале каждого занятия / синхронная перекличка в чате курса. Пересдача не предусмотрена. Отсутствие студента по уважительной причине не является основанием для проставления оценки.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Пересдача не предусмотрена.
  • неблокирующий Исследование
    Подготовка исследования – центральная практическая и образовательная задача, которую решает Семинар. Учебные научные исследования студентов проводятся индивидуально либо в микрогруппах до 2 человек самостоятельно с доступом к регулярной обратной связи от преподавателя по каждому из структурных элементов исследования (на очных семинарах либо на синхронных онлайн консультациях). Студенты пройдут весь цикл исследования от поиска темы в рамках предметной области до презентации результатов исследования. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу), в отличие от рефлексивного эссе (другой элемент контроля), которое носит теоретический характер (мета-анализ, работа с существующими исследованиями, научными источниками).
  • неблокирующий Аналитический обзор
    Это элемент контроля, предполагающий выполнение задания повышенной сложности; представляет собой факультативную работу с целью углубленного освоения теоретического материала курса. Написание обзора потребует дополнительного изучения научно-исследовательской литературы, самостоятельной рефлексии и получения оригинальных выводов со стороны студента, а также дополнительных временных затрат с самого начала курса. В отличие от исследования (предыдущий элемент контроля), аналитический обзор носит теоретически-обобщающий характер, оперирует результатами исследований ученых в предметной области медиапсихологии, включает в себя элементы мета-анализа и сопоставления взглядов различных исследователей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аналитический обзор + 0.5 * Исследование + 0.2 * Работа на семинарах + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — Москва. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048186

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383