• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Операционная эффективность

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Стратегический менеджмент и консалтинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Стратегический менеджмент и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов операционная эффективность (ОЭ) является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса. Проекты по операционной эффективности традиционно занимают крупную или основную долю в выручке и общем числе проектов консалтинговых компаний BIG3. ОЭ связана с бизнес-процессами, которые преобразуют входные данные (материалы, информацию, клиенты) в выходные (продукты, услуги, довольные клиенты). ОЭ - это намного шире, чем то, что происходит на заводах таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть ОЭ). Большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности. Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. Добро пожаловать на этот курс и в захватывающий мир операционной эффективности!
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс предоставляет студентам теоретическую и практическую основу для понимания, проектирования, анализа и улучшения операционной деятельности организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет выявлять потоки и анализировать процессы в организации.
  • Умеет описывать операционную (производственную) систему компании.
  • Умеет строить карты потока создания ценности, находить узкие места, предлагать мероприятия для улучшений.
  • Рассчитывает необходимую мощность для удовлетворения спроса.
  • Применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки операционной стратегии компании.
  • Владеет методом А3 для решения проблем и реализации проектов операционных улучшений.
  • Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем.
  • Выбирает и использует основные инструменты бережливого производства для выявления потерь и повышения операционной эффективности.
  • Умеет проводить организационную диагностику, владеет инструментами нормирования труда
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс. Операционная система
  • Поток и мощность
  • Операционные (производственные) системы
  • Управление качеством
  • Оргструктура
  • Операционные улучшения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты и опросы на семинарах
    Опросы проходят на каждом семинаре в формате устных опросов или в формате небольшого тестирования.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    На ряде семинаров студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре. Итоговый балл складывается как сумма заработанных баллов студентом, деленная на число решаемых кейсов на семинаре.
  • неблокирующий Проект А3
    Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах по согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой решение мини-кейса. Для решения мини-кейса предлагается использование инструментов, разобранных на семинарах и лекциях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Решение кейсов на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Тесты и опросы на семинарах + 0.3 * Проект А3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 195 - Д.Лайкер - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - 9785961426793 - Alpina - Издательская группа «Точка» - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/195
  • Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения, Форд, Г., 2021
  • Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
  • Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
  • Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 253 - Коллектив авторов - Канбан и точно вовремя на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте - 9785961421052 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/253
  • 267 - Д.Лайкер; М.Хосеус - Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний - 9785961426717 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/267
  • 64 - Д.Лайкер; Д.Майер - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - 9785961426779 - Alpina - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/64
  • Boss: бесподобный или бесполезный : бизнес-роман, Иммельман, Р., 2022
  • Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): пер. с англ., Джордж, С., 2002
  • Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства : пер. с англ., Синго, С., 2010
  • Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
  • Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
  • Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019
  • Структура в кулаке : создание эффективной организации, Минцберг, Г., 2012