• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Научно - исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии" направлен на формирование у студентов исследовательских компетенций в области научного обоснования и апробации психотерапевтических техник, применяемых для оказания психологической помощи семье. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные методологические принципы научного исследования в сфере психотерапии, правовые и этические аспекты научного исследования, направления и основные современные достижения исследований эффективности психотерапии семьи а также исследований семейных дисфункций. • Уметь методологически грамотно разрабатывать и реализовывать программу научного исследования, операционализировать основные исследуемые понятия; адекватно подбирать методики исследования; собирать и анализировать эмпирические данные о характеристиках семейной системы и эффективности психотерапии, проводить статистический анализ данных, интерпретацию полученных результатов, формулировать обоснованные научные выводы и на их основе разрабатывать практические рекомендации и программы внедрения научных результатов в практику. • Владеть навыками систематизации научного знания и опыта психотерапевтической практики; постановки проблемы исследования функционирования семьи и семейной психотерапии, разработки научно-обоснованных программ психотерапии, оценки их эффективности, подготовки научных отчетов, представления результатов исследования в научных публикациях и на научных конференциях. На втором курсе студенты преимущественно занимаются разработкой и апробацией психотерапевтических техник, направленных на оказание помощи при запросах клиентов, связанных с исследуемой проблемной областью. Т.е. занимаются внедрением в практику семейной психотерапии полученных на первом курсе теоретических и эмпирических результатов исследования избранной проблемы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями НИС «Исследование эффективности психотерапии" являются: 1. Включение магистрантов в научную деятельность, формирование культуры научно-исследовательской деятельности, развитие навыков организации, выполнения и представления результатов научных исследований в сфере психологии и психотерапии семьи. 2. Обучение принципам внедрения результатов научных исследований в практику психотерапии. 3. Методологическое обеспечение курсовых работ и магистерских диссертаций в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
  • 1.10.1. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования. Владеет навыками создания электронных презентаций.
  • 1.10.2. Имеет опыт апробации ре-зультатов своих пилотажных научных исследований на научных конференциях и в научных публикациях
  • 1.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • 1.3. Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования
  • 1.4. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • 1.5. Умеет самостоятельно разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • 1.6. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов
  • 1.7. Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
  • 1.8. Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения
  • 1.9. Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований
  • 2.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
  • 2.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • 2.3. Умеет самостоятельно подбирать, адаптировать, конструировать методики психотерапевтического воздействия в соответствии с целью и задачами исследования
  • 2.4. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствую-щих критериям параметров
  • 2.5. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.6. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.7. Умеет самостоятельно проводить математико-статистический анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы, проверять гипотезы об эффективности программы.
  • 2.8. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования и апробации психотерапевтической программы. Владеет навыками создания электронных презентаций
  • 2.9.1. Умеет учитывать критику оппонентов, выявлять и корректировать ошибки, допущенные в работе, выявлять сильные стороны проведенного исследования и его ограничения, разрабатывать практические и методические рекомендации на основе результатов апробации психотерапевтической программы
  • 2.9.2. Имеет опыт апробации результатов своих научных исследований на научных конференциях, подготовки научных публикаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс Раздел 1. Планирование, подготовка и реализация теоретического и эмпирического научного исследования факторов семейного благополучия
  • 2 курс Раздел 2. Научное обоснование, разработка и апробация техник семейной психотерапии
  • 1.1. Обзор последних результатов исследований эффективности психотерапии
  • 2.1. Программа внедрения результатов эмпирического исследования в практику семейной психотерапии.
  • 1.2. Методология научного исследования семейных взаимоотношений
  • 2.2. Анализ публикаций психотерапевтических случаев и исследований эффективности психотерапии
  • 1.3. Современные методики исследования семейных взаимоотношений и ин-дивидуально-психологических характеристик членов семьи
  • 2.3. Программа апробации методик психотерапевтического воздействия
  • 1.4. Основные концепции в сферах психологии семьи и семейной психотерапии
  • 2.4. Критерии эффективности психотерапевтической программы
  • 1.5. Анализ и обобщение теоретических данных по проблеме исследования
  • 2.5. Реализация разработанной психотерапевтической (консультационной, тренинговой, просветитель-ской и пр.) программы
  • 1.6. Апробация батареи методик исследования
  • 2.6. Анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы
  • 1.7. Математико- статистический анализ эмпирических данных
  • 2.7. Оценка эффективности разработанной и реализованной программы
  • 1.8. Оформление научных от-четов по результатам ис-следования
  • 1.9. Практическая значимость результатов научного ис-следования
  • 2.8. Представление результатов апробации психотерапевтической программы
  • 1.10. Презентация результатов научного исследования.
  • 2.9. Коррекция программы психотерапевтического воздействия на основе результатов ее апробации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Программа исследования
  • неблокирующий Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса
    Оценивается содержательный вклад в работу семинара и соблюдение методологических требований и сроков выполнения заданий. При выполнении задания с существенным нарушением сроков баллы снижаются
  • неблокирующий Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в третьем модуле первого курса
    Оценивается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков выполнения заданий
  • блокирующий Защита проекта исследования
    При оценке проекта исследования (курсовой работы) научные руководители, рецензенты и члены комиссии по защите проектов исследований руководствуются следующими критериями: • Соответствие содержания курсовой работы утвержденной теме. • Актуальность, научная новизна и практическая значимость выполненной курсовой работы. • Выполнение поставленных целей и задач. • Объем, проанализированного материала (теоретического и эмпирического), полнота и глубина анализа. • Корректность дизайна эмпирического исследования (выбор методов и методик сбора и обработки данных, дизайна исследования, процедуры анализа и описания данных) • Соответствие выводов исследования полученным результатам, глубина и обоснованность выводов. • Значимость практических рекомендаций и планируемого практического продукта, их связь с результатами исследования. • Соответствие оформления работы требованиям. • Соблюдение этических норм проведения научного исследования. • Внедрение научных разработок в психологическую / психотерапевтическую практику (выступления на конференциях, публикации, опыт внедрения результатов на практике). В ходе защиты курсовой работы дополнительно оцениваются: • Навыки эффективной презентации результатов научной деятельности; • Навыки ведения научной дискуссии; • Степень владения студентом материалом исследования.
  • неблокирующий Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса
    оценивается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков сдачи заданий
  • неблокирующий Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса
    Учитывается содержательный вклад в работу семинара, соблюдение методологических требований и сроков сдачи работ
  • блокирует часть оценки/расчета проект ВКР
    Представление на НИСе проекта презентации к защите ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в третьем модуле первого курса + 0.2 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса + 0.2 * Программа исследования
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.125 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса + 0.125 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса + 0.125 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в третьем модуле первого курса + 0.125 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.05 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в третьем модуле первого курса + 0.2 * Защита проекта исследования + 0.2 * проект ВКР + 0.05 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором модуле 1 курса + 0.05 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий во втором полугодии 2 курса + 0.05 * Участие в дискуссиях и соблюдение сроков выполнения заданий в первом полугодии 2 курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Боровков А. А. - Математическая статистика - Издательство "Лань" - 2010 - 704с. - ISBN: 978-5-8114-1013-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3810
  • Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004
  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Математическая статистика. Конспект лекций/ПостоваловС.Н., ЧимитоваЕ.В., КармановВ.С. - Новосиб.: НГПУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2531-2
  • Обухова, Л. Ф.  Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11709-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447711 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Павличенко Н.В. - Диссертационное исследование: технологии подготовки. Монография - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-28460-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/41510
  • Павлова, Н.Д. Интент-анализ : монография / Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 151 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0350-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060983
  • Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе. (2015). Ukraine, Europe: Sp. z o.o. “Diamond trading tour.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B45D6513
  • Трофимов, А. Г.  Математическая статистика : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Трофимов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09002-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426863 (дата обращения: 28.08.2023).