Бакалавриат
2022/2023
Лингвистика текста
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Эйсмонт Полина Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
В фокусе внимания курса «ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА» находится грамматика текста. Текст – это сложная языковая единица, имеющая знаковую основу, где план выражения и план содержания взаимно организуют друг друга. План выражения – синтаксис текста – и его план содержания – семантика текста – зависят от очень многих параметров: стиля и жанра текста, интенции его автора, ситуативности и информативности текста в каждом конкретном случае. В рамках курса мы будем анализировать и сопоставлять тексты разных стилей и жанров с точки зрения средств организации его цельности и связности, взаимодействия автора и реципиента при обработке текста, зависимости текста от различных экстралингвистических факторов. Курс будет интересен лингвистам широкого профиля, а также студентам, интересующимся психолингвистикой и медиакоммуникацией.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - сформировать у обучающихся представление об организации текста (в широком понимании) и методах изучения механизмов его построения и восприятия
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет пониманием проблемы определения текста, разнообразием его типов и подходов к их выделению
- Студент владеет пониманием разнообразия наук, занимающихся исследованием текста, и умеет соотносить их по специфике подходов к изучению текста
- Студент знаком широким и узким пониманием текста и способен аргументировать плюсы и минусы каждого из них
- Студент знаком с разнообразием существующих стилей и жанров и понимает их соотношение
- Студент имеет представление о различиях письменного и устного текста, о распределении и соотнесении жанрового разнообразия письменных и устных текстов
- Студент владеет навыками выявления категории интенциональности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интенциональности в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории цельности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации цельности в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории связности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации связности в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории воспринимаемости в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации воспринимаемости в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории информативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации информативности в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории ситуативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации ситуативности в тексте
- Студент владеет навыками выявления категории интертекстуальности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интертекстуальности в тексте
- Студент понимает разнообразие средств реализации всех изученных категорий в разных языках и умеет анализировать в соответствии с ними тексты на изучаемом иностранном языке
- Студент владеет пониманием проблемы определения текста, разнообразием его типов и подходов к их выделению.
- Студент владеет пониманием разнообразия наук, занимающихся исследованием текста, и умеет соотносить их по специфике подходов к изучению текста.
- Студент знаком широким и узким пониманием текста и способен аргументировать плюсы и минусы каждого из них.
- Студент знаком с разнообразием существующих стилей и жанров и понимает их соотношение.
- Студент имеет представление о различиях письменного и устного текста, о распределении и соотнесении жанрового разнообразия письменных и устных текстов.
- Студент владеет навыками выявления категории интенциональности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интенциональности в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории цельности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации цельности в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории связности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации связности в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории воспринимаемости в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации воспринимаемости в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории информативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации информативности в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории ситуативности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации ситуативности в тексте.
- Студент владеет навыками выявления категории интертекстуальности в текстах разных стилей и жанров, понимает принципы и средства реализации интертекстуальности в тексте.
- Студент понимает разнообразие средств реализации всех изученных категорий в разных языках и умеет анализировать в соответствии с ними тексты на изучаемом иностранном языке.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- Раздел 6.
- Раздел 7.
- Раздел 8.
- Раздел 9.
- Раздел 10.
Элементы контроля
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 40 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться конспектом.
- Самостоятельная работа
- Аудиторная работа
- ЭкзаменСтуденту предлагается выбрать фрагмент текста для перевода и ответа на вопросы. При переводе разрешается пользоваться словарем. Время на подготовку – 30 минут.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Экзамен + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста : учебное пособие для вузов / Ю. В. Казарин ; под научной редакцией Л. Г. Бабенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473552 (дата обращения: 28.08.2023).
- Тарасов, М. И. Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения : учебник и практикум для вузов / М. И. Тарасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14559-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477942 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sidnéa Nunes Ferreira, & Viviane M. Heberle. (2013). Text linguistics and critical discourse analysis: A multimodal analysis of a magazine advertisement. Ilha Do Desterro, 64, 111–134. https://doi.org/10.5007/2175-8026.2013n64p111
- Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
- Художественная речь русского зарубежья: 20-30-е годы XX века: Анализ текста: Учебное пособие / Под ред. Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 326 с.: ISBN 978-5-288-05818-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001179