• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Микроэкономика-1

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Экономика и анализ данных)
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Микроэкономика 1» - первая из двух частей единого большого курса микроэкономики. Она читается студентам бакалаврских программ "экономика", "экономика и статистика", "экономика и анализ данных" на 1 курсе и призвана познакомить их с классической теорией потребительского выбора, выбора в условиях неопределенности, теорией поведения производителя и моделью частного равновесия на совершенно конкурентном рынке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является изучение основных разделов и освоение инструментов микроэкономического анализа. Для овладения дисциплиной требуются базовые знания в линейной алгебре, математическом анализе и теории вероятностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные понятия, используемые в классической модели частного равновесия на совершенно конкурентном рынке и уметь оперировать ими
  • знать основные понятия, используемые в классической теории потребительского выбора и уметь оперировать ими
  • знать основные понятия, используемые в классической теории производства и уметь оперировать ими
  • знать основные понятия, используемые в неоклассической теории выбора в условиях неопределённости и уметь оперировать ими
  • понимать взаимосвязи между кривыми кратко- и долгосрочных общих, постоянных, переменных, средних, средних переменных и предельных издержек
  • понимать взаимосвязи между эластичностями спроса на товары по ценам и доходу
  • уметь выводить краткосрочные функции рыночного спроса и предложения из индивидуальных функций спроса и предложения
  • уметь иллюстрировать решения задач, связанных с выбором в условиях неопределённости, в пространстве "доход"-"элементарная полезность" и пространстве контингентных благ
  • уметь находить параметры кратко- и долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке
  • уметь оценивать влияние различных изменений в бюджетном множестве на поведение и благосостояние потребителя
  • уметь оценивать изменение в благосостоянии потребителя при помощи эквивалентной и компенсирующей вариаций дохода
  • уметь пользоваться слабой и сильной аксиомами выявленных предпочтений для прогнозирования поведения потребителя и оценки изменений в его благосостоянии
  • уметь пользоваться теорией ожидаемой полезности для прогнозирования поведения агентов в условиях неопределённости
  • уметь прогнозировать и иллюстрировать последствия государственного регулирования для благосостояния участников совершенно конкурентного рынка
  • уметь прогнозировать и иллюстрировать последствия государственного регулирования для параметров кратко- и долгосрочного равновесия на конкурентном рынке
  • уметь прогнозировать поведение совершенно конкурентной фирмы в кратко- и долгосрочном периоде в зависимости от рыночной цены и издержек
  • уметь разделять общее изменение в объеме спроса на эффекты замещения и дохода
  • уметь формулировать и решать задачу максимизации полезности потребителя для различных вариантов предпочтений и бюджетных ограничений
  • уметь формулировать и решать кратко- и долгосрочную задачу максимизации прибыли
  • уметь формулировать и решать кратко- и долгосрочную задачу минимизации издержек
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выбор в условиях неопределенности
  • Теория поведения производителя
  • Частное равновесие на совершенно конкурентном рынке
  • Теория поведения потребителя
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы на семинарах
    Самостоятельные работы проводятся письменно, на семинарах, и длятся примерно 5-7 минут. Примерные задания для каждой самостоятельной работы вывешиваются в смарт ЛМС за несколько дней до её проведения.
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа 3 модуля
    Работа проходит в середине 3 модуля и посвящается тем темам из теории потребительского выбора, которые мы успеваем пройти к тому моменту. Обычно состоит из 3-4 вопросов и продолжается не дольше 60 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа по итогам 3 модуля
    Работа проходит в конце 3 или в самом начале 4 модуля. Состоит из 4-5 вопросов по теории потребительского выбора и выбора в условиях неопределенности, включает весь материал, пройденный за 3 модуль (в т.ч. фигурировавший в промежуточной контрольной работе). Продолжается не дольше 70 минут.
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа 4 модуля
    Работа проходит в середине 4 модуля и посвящается тем темам из теории поведения производителя, которые мы успеваем пройти к тому моменту. Обычно состоит из 3-4 вопросов и продолжается не дольше 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит на зачетной неделе 4 модуля. Состоит из 4-8 вопросов по всему содержанию курса (включая материал, фигурировавший в предшествующих самостоятельных и контрольных работах). Продолжается не дольше 120 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.12 * Промежуточная контрольная работа 4 модуля + 0.44 * Экзамен + 0.12 * Промежуточная контрольная работа 3 модуля + 0.12 * самостоятельные работы на семинарах + 0.2 * Контрольная работа по итогам 3 модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED8A45CC

Авторы

  • Автономов Юрий Владимирович
  • Андреянов Павел Павлович