• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Введение в критическое мышление

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Джура Алексей Павлович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с современной научной концепцией критического мышления. Критическое мышление как метакомпетенция оценивается аналитиками (в частности, аналитиками World Economic Forum) как одна из самых важных для успешной профессиональной реализации в практически любой индустрии. На прикладном уровне концепция критического мышления предполагает развитие таких сложных когнитивных навыков, как - логическое мышление, - навыки критического анализа информации, - обучаемость, - принятие решений, - решение комплексных проблем, - аргументация и убеждение, - творческое мышление (креативность), - построение гипотез, - преодоление когнитивных искажений, etc. Вводный курс даст студентам представление о критической познавательной позиции, инструменты работы с практически любым материалом, позволит в перспективе научиться мыслить более точно, последовательно, системно, а следовательно, даст альтернативу мышлению бытовому, стереотипному, дискретному и внутренне противоречивому, несамостоятельному.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить комплекс научных представлений, лежащих в основе критического мышления
  • Освоить в первичном виде когнитивные инструменты, позволяющие сформировать метакомпетенцию критического мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет ключевые компетенции, входящие в метакомпетенцию критического мышления
  • Перечисляет характеристики критического мышления
  • Перечисляет требования к тезису, доводу
  • Показывает тезис и довод в тексте
  • Распознаёт конкретные логико-риторические уловки в текстах, устных рассуждениях
  • Применяет инструменты построения линии доказательства в ситуации конструктивного убеждения
  • Отличает демагогическую и содержательную аргументацию в собственных рассуждениях (письменных и устных) и показывает способность отдавать предпочтение второй
  • Применяет структуру аргумента к любой мысли, которую использует как довод
  • Перечисляет основные ошибки мышления
  • Распознаёт ошибки мышления в текстах, устных рассуждениях
  • Выделяет “тёмные места” текстов, рассуждений
  • Описывает способы преодоления когнитивных искажений и ограничения, связанные с этим процессом
  • Объясняет, как работает технология абдукции
  • Переформулирует понятия форм логического мышления
  • Отличает дедуктивный, индуктивный способы рассуждения
  • Преобразует понятия и соотношение между ними в круги Эйлера
  • Применяет алгоритмы фактчекинга
  • Иллюстрирует релевантными примерами действие эффектов, инструментов, ошибок, уловок, принципов, описанных в курсе
  • Использует технологии генерации и оценки идей
  • Выявлять различия в позициях авторов по выбранному исследовательскому вопросу
  • Аргументирует выбранный исследовательский тезис
  • Доказывает с применением компетенций критического мышления выбранный тезис
  • Обобщает различные исследовательские позиции по анализируемому вопросу
  • Прогнозирует развитие инструментов критического мышления в перспективе меняющейся социальной ситуации
  • Взвешивает альтернативы, описанные в исследовательской литературе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная информация. Что такое критическое мышление.
  • Ошибки мышления
  • Формальная логика: основы мышления
  • Неформальная логика: основы убеждения
  • Поиск научной информации, критический анализ информации, фактчекинг
  • Принятие решений. Абдукция. Инструменты креативного мышления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
    Вклад в дискуссию на семинарах курса; оцениваются: ● значимые реплики (значимые = реплики слушателя курса, а) содержащие законченную мысль, относящуюся к теме; б) демонстрирующие вовлеченность слушателя курса в учебный процесс; в) вносящие новые полезные сведения в текущее обсуждение; г) выражающие позицию слушателя курса в групповой дискуссии с использованием аргументов в её защиту), ● вопросы по существу (по существу = вопросы к другим участникам дискуссии, помогающие раскрыть суть позиции других: уточняющие, проясняющие, запускающие новый виток дискуссии).
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Итоговый проект
    Ключевой элемент контроля по курсу. Представляет собой групповой проект, где реализовано исследование с применением изученных инструментов критического мышления. Выполняется в командах СТРОГО от 3 до 4 человек. Исключений нет. Проекты будут представлены на последних 2 занятиях курса. По ходу курса студенты могут обращаться к преподавателю за консультациями.
  • неблокирующий Критическое чтение
    Элемент контроля повышенной сложности. Выполнение – на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность + 0.25 * Дебаты + 0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Критическое чтение + 0.05 * Посещаемость + 0.1 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kahneman, D. (2012). Thinking, Fast and Slow. Contenido, (585), 143. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=73880857
  • Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2019
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 17902 - Б.Козловский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - 9785961415223 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17902
  • 20002 - Н.Непряхин; Т.Пащенко - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - 9785961433661 - Alpina - Альпина.Дети - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20002
  • 21725 - Н.Непряхин - Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению - 9785961439335 - Alpina - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21725
  • Искусство спора : о теории и практике спора, Поварнин, С. И., 2009
  • Правда : как политики, корпорации и медиа формируют нашу реальность, выставляя факты в выгодном свете, Макдональд, Г., 2019