Магистратура
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Карачурина Лилия Борисовна,
Кваша Екатерина Александровна,
Косова Лариса Борисовна,
Краснопольская Ирина Игоревна,
Марченко Андрей Владимирович,
Мкртчян Никита Владимирович,
Родионова Лилия Анатольевна,
Сакевич Виктория Ивановна,
Слободенюк Екатерина Дмитриевна,
Харькова Татьяна Леонидовна,
Чертенков Кирилл Олегович,
Чурилова Елена Владимировна,
Шарепина Екатерина Александровна,
Щур Алексей Евгеньевич,
Юмагузин Валерий Валерьевич
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
108
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины
- осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
- проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
- получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
- знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
- углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
- совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
- расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
- выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
- овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
- владеть навыками подготовки академических текстов
- владеть навыками разработки программы исследования
- владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
- выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
- знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
- знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
- знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
- подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
- понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
- уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
- уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
- уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
- уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
- уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
- уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
Содержание учебной дисциплины
- Профориентационный цикл
- Источники для написания демографических работ
- Обучающие семинары-тренинги
- Представление итогов исследовательской работы
Элементы контроля
- АктивностьАктивность на семинарах
- Презентация проекта (макета) курсовой работыПроект курсовой работы (макет) и выступление с презентацией проекта курсовой работы
- Домашнее задание-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
- Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работыОценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
- Реферат-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
- Домашнее задание-СписокПостроение примерного списка литературы по теме курсовой работы
- Предзащита курсовой работыПредзащита курсовой работы: выступление с презентацией
- Домашнее задание-РецензияРецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
- Проект по временным рядамПроект разрабатывается студентами (по парам) согласно их пожеланиям (выбор темы - в декабре, реализация – январь – апрель). Представляется на семинаре.
- Доклад-презентация проекта магистерской диссертацииПрезентация проекта магистерской диссертации
- Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертацииРецензия на проект магистерской диссертации другого студента-участника семинара
- Домашнее задание - Рецензии на семинарыРецензии на любые два блока (тематики) лекций и семинаров-обсуждений
- Тексты-опроверженияГрупповая работа по формулированию и представлению текстов-опровержений
- Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертацииНаучным руководителем оценивается качество предварительного варианта текста магистерской диссертации.
- Предзащита магистерской диссертацииДоклад студента по результатам своей работы продолжительностью до 20 мин. После презен-тации – ответы на вопросы, обсуждение, комментарии. В случае получения неудовлетворительной оценки выставляется общая неудовлетворительная оценка за НИС 3, 4 модулей 2-го курса, выполняются пересдачи (1-ая, 2-ая).
- Научный доклад по теме МДДоклад по теме МД
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.15 * Активность + 0.15 * Активность + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.3 * Презентация проекта (макета) курсовой работы + 0.3 * Презентация проекта (макета) курсовой работы
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.15 * Активность + 0.15 * Активность + 0.1 * Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работы + 0.1 * Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работы + 0.35 * Предзащита курсовой работы + 0.35 * Предзащита курсовой работы + 0.15 * Проект по временным рядам + 0.15 * Проект по временным рядам + 0.25 * Реферат-Анализ текстов + 0.25 * Реферат-Анализ текстов
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.35 * Активность + 0.35 * Активность + 0.3 * Доклад-презентация проекта магистерской диссертации + 0.3 * Доклад-презентация проекта магистерской диссертации + 0.25 * Домашнее задание - Рецензии на семинары + 0.25 * Домашнее задание - Рецензии на семинары + 0.1 * Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертации + 0.1 * Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертации
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Научный доклад по теме МД + 0.2 * Научный доклад по теме МД + 0.15 * Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертации + 0.15 * Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертации + 0.35 * Предзащита магистерской диссертации + 0.35 * Предзащита магистерской диссертации + 0.2 * Тексты-опровержения + 0.2 * Тексты-опровержения
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012