• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
  • получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
  • знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
  • углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
  • совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
  • расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
  • выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
  • овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
  • владеть навыками подготовки академических текстов
  • владеть навыками разработки программы исследования
  • владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
  • выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
  • знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
  • знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
  • знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
  • подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
  • понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
  • уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
  • уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
  • уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
  • уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
  • уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
  • уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профориентационный цикл
  • Источники для написания демографических работ
  • Обучающие семинары-тренинги
  • Представление итогов исследовательской работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Презентация проекта (макета) курсовой работы
    Проект курсовой работы (макет) и выступление с презентацией проекта курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
  • неблокирующий Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работы
    Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
  • неблокирующий Реферат-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
  • неблокирующий Домашнее задание-Список
    Построение примерного списка литературы по теме курсовой работы
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
    Предзащита курсовой работы: выступление с презентацией
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
  • неблокирующий Проект по временным рядам
    Проект разрабатывается студентами (по парам) согласно их пожеланиям (выбор темы - в декабре, реализация – январь – апрель). Представляется на семинаре.
  • неблокирующий Доклад-презентация проекта магистерской диссертации
    Презентация проекта магистерской диссертации
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертации
    Рецензия на проект магистерской диссертации другого студента-участника семинара
  • неблокирующий Домашнее задание - Рецензии на семинары
    Рецензии на любые два блока (тематики) лекций и семинаров-обсуждений
  • неблокирующий Тексты-опровержения
    Групповая работа по формулированию и представлению текстов-опровержений
  • неблокирующий Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертации
    Научным руководителем оценивается качество предварительного варианта текста магистерской диссертации.
  • блокирующий Предзащита магистерской диссертации
    Доклад студента по результатам своей работы продолжительностью до 20 мин. После презен-тации – ответы на вопросы, обсуждение, комментарии. В случае получения неудовлетворительной оценки выставляется общая неудовлетворительная оценка за НИС 3, 4 модулей 2-го курса, выполняются пересдачи (1-ая, 2-ая).
  • неблокирующий Научный доклад по теме МД
    Доклад по теме МД
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.15 * Активность + 0.15 * Активность + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.3 * Презентация проекта (макета) курсовой работы + 0.3 * Презентация проекта (макета) курсовой работы
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активность + 0.15 * Активность + 0.1 * Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работы + 0.1 * Оценка научного руководителя за первый вариант курсовой работы + 0.35 * Предзащита курсовой работы + 0.35 * Предзащита курсовой работы + 0.15 * Проект по временным рядам + 0.15 * Проект по временным рядам + 0.25 * Реферат-Анализ текстов + 0.25 * Реферат-Анализ текстов
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.35 * Активность + 0.35 * Активность + 0.3 * Доклад-презентация проекта магистерской диссертации + 0.3 * Доклад-презентация проекта магистерской диссертации + 0.25 * Домашнее задание - Рецензии на семинары + 0.25 * Домашнее задание - Рецензии на семинары + 0.1 * Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертации + 0.1 * Домашнее задание-Рецензия на проект магистерской диссертации
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Научный доклад по теме МД + 0.2 * Научный доклад по теме МД + 0.15 * Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертации + 0.15 * Оценка научного руководителя за предвариант магистерской диссертации + 0.35 * Предзащита магистерской диссертации + 0.35 * Предзащита магистерской диссертации + 0.2 * Тексты-опровержения + 0.2 * Тексты-опровержения
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна