• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Советское искусство 1930-1950-х годов

Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на четвертом курсе. Цель курса – дать системное представление о cоветской живописи середины XX века. Характеризуются многообразные формы художественного творчества и восприятия, ведущие мастера московской и ленинградской школы, использование новых техник и приемов, взаимодействие с европейским контекстом. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления о периодах современного искусства и специфике каждого из этих периодов
  • формирование у студентов представления о месте русского послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства в контексте мировых художественных процессов
  • формирование у студентов представления о месте современных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России конца ХХ – начала ХХI вв.
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса в России XX–XXI вв. как части исторического процесса
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории отечественного искусства второй половины XX – начала XXI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые для истории довоенного советского искусства
  • знать основные события, произведения, акции, значимые для истории довоенного искусства – официального и неподцензурного
  • знать основные труды современных российских и западных исследователей отечественного искусства первой половины ХХ в.
  • знать основные этапы институциональной истории советского искусства первой половины ХХ в.
  • знать основные этапы развития довоенного искусства СССР в их общем хронологическом соотношении с историей западного искусства данного периода
  • понимать и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в отечественном искусстве 1930-50-х годов с точки зрения их исторического и современного восприятия
  • понимать основные закономерности концептуальных изменений в советском изобразительном искусстве 1930-50-х в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории советского искусства 1930-50-х гг.
  • уметь анализировать текущий художественный и выставочный процесс, опираясь на знание истории отечественного искусства первой половины ХХ века.
  • уметь работать с художественной периодикой и архивными материалами исследуемого периода времени (1917–1953)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1917-1922. Организация новых художественных институций.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Культурная революция и неоклассицизм.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1922-1928. Восстановительный период.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Художественные объединения 1920-30-х.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1929-1932. Борьба направлений.
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. Упразднение художественных объединений и социалистический реализм.
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. Разработка социалистического реализма.
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. 1933-1945. Художественные круги довоенного Ленинграда.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Движение за синтез искусств и монументально-декоративные задачи.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Большой террор и неподцензурное искусство.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Искусство в годы войны и блокады.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. «Оттепель» и зарождение нонконформизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Угадайка
    В угадайке 10 вопросов, оценка 10 баллов, правильный ответ оценивается как 1 балл: отказ от написания или неявка – 0 баллов.
  • блокирует часть оценки/расчета Угадайка вторая
    В угадайке 10 вопросов, оценка 10 баллов, правильный ответ оценивается как 1 балл: отказ от написания или неявка – 0 баллов.
  • блокирующий Эссе
    Эссе содержит разбор произведения любого из пройденных авторов либо одна из предложенных преподавателем тем. В работе должны быть: - описание работы\художественного явления в ее формальных признаках; - работа с литературой и источниками по теме; - авторский анализ художественного высказывания; - историко-политический контекст; - сопоставление места этой работы\явления в искусстве своего времени и контексте сегодняшнего дня - выводы - список литературы и источников Объем финального эссе – 15т.знаков, оценка по 10-балльной системе.
  • блокирует часть оценки/расчета Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Доклад + 0.1 * Угадайка + 0.1 * Угадайка вторая + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Prettejohn, E. (2005). Beauty and Art : 1750-2000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191210
  • Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., 2008
  • Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, , 2000