• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Медиатизация памяти

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен способам изучения соотношения памяти и медиа. С одной стороны, он позволяет отреагировать на современные тенденции в медйином поле, связанные с ростом интереса к историческим событиям в СМИ, с созданием многочисленных проектов и баз данных, декларирующих своей целью сохранение памяти, а также на новые технологии, напоминающие пользователям о прошедших событиях или предназначенных для различных коммеморативных практик. Вместе с тем, курс предполагает работу с теоретическими подходами к решению таких вопросов, как, например, соотношение процессов медиапроизводства с конструированием памяти, фреймирование событий, позволяющих выстраивать память вокруг некоторых смысловых точек и пр. Подобная работа может быть проведена на основании как классических работ (исследования М. Хальбвакса, П. Нора, Р. Козеллека), так и современных (работы Я. и А. Ассман, М. Хирш, Ю. Кога, М. Ротберга).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с классическими и современными теоретическими концепциями работы с памятью и анализом взаимного влияния памяти и медиа
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, связанных с определенными аспектами памяти в медийном поле
  • Ознакомить с ключевыми кейсами по освещению событий прошлого в медийной практике и современными цифровыми архивами, содержащими воспоминания очевидцев тех или иных событий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует дискурсы о прошлом, об исторической памяти, о воспоминаниях очевидцев
  • анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства
  • анализирует различные виды влияния медиа и памяти друг на друга
  • владеет базовыми знаниями о категориях память, постпамять, различает типы памяти, умеет применять соответствующий категориальный аппарат к области своих интересов
  • владеет базовыми понятиями медиации и медиатизации
  • знает новейшие исследования в области изучения памяти и медиа в отношении к области профессионального интереса
  • знает основные источники данных о воспоминаниях очевидцев в российском медиапространстве
  • умеет работать с релевантными базами данных, платформами и сервисами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические подходы к исследованиям памяти
  • Память в медиа: 1) платформы и соцмедиа, 2) кино, музыкальные произведения, мемы, 3) трансмедийный сторителлинг
  • «Мемориальный бум» и прикладные медиапроекты, направленные на сохранение памяти
  • Политика памяти
  • Представление исторических событий и исторических личностей в современных российских СМИ
  • Представление «трудного прошлого»
  • Многослойность памяти. Роль медийных источников в ней.
  • Предметная память
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 2. Активность на парах
  • неблокирующий 3. Задания к семинарам
  • неблокирующий 1. Посещение занятий
  • неблокирующий 4. Анализ прикладного медиапроекта
  • неблокирующий 5. Индивидуальное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.15 * 1. Посещение занятий + 0.15 * 2. Активность на парах + 0.4 * 3. Задания к семинарам + 0.1 * 4. Анализ прикладного медиапроекта + 0.2 * 5. Индивидуальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
  • M. Neiger, O. Meyers, & E. Zandberg. (2011). On Media Memory : Collective Memory in a New Media Age. Palgrave Macmillan.
  • Marianne Hirsch. (2012). The Generation of Postmemory : Writing and Visual Culture After the Holocaust. Columbia University Press.
  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198
  • Rothberg, M. (2011). From Gaza to Warsaw : Mapping Multidirectional Memory. Criticism, 53(4), 523–548. https://doi.org/10.1353/crt.2011.0032