• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Онтология и теория познания

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Онтология и теория познания” нацелен на освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных пониманием отношения познания к действительности.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем и формирование умения проводить сравнительный анализ изучаемых подходов.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладание рационально-теоретической базой для осмысления природы философского знания, предмета и основных функций философии.
  • Знакомство с различными подходами к проблеме методологии философского познания, умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание предмета и основных функций онтологии и теории познания как философских дисциплин.
  • Знакомство с задачами и основными категориями классической онтологии, постановкой проблемы бытия и векторами ее решения.
  • Направленность на рациональный критицизм при анализе проблемы бытия.
  • Знание ключевых категорий и задач теории познания.
  • Знакомство с основными проблемными аспектами, связанными с отношением познания к действительности, определением понятий «знание», «истина».
  • Знакомство с категорией субстанции и связанными с ней категориями.
  • Знание оснований различения бытия и существующего (сущего), аргументов в пользу полагания трансцендентного характера бытия.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем пространства и времени в рамках различных теоретико-познавательных парадигм.
  • Знакомство с основаниями субъективизма.
  • Знание того особого содержания, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные историко-культурные эпохи в зависимости от онтологических и гносеологических парадигмальных установок.
  • Знакомство с классической постановкой проблемы познания.
  • Знакомство с основными вариантами решения проблемы субстанции в классической онтологии.
  • Знакомство с различными подходами к проблеме соотношения чувственного и рационального в теории познания и умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знакомство с критикой классической теории истины.
  • Обладание рационально-теоретической базой для проведения сравнительного и критического анализа различных концепций истины и самостоятельной разработки проблемы истины.
  • Знакомство с критикой понятия о субстанции.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки проблемы «сознание-тело».
  • Знание основных понятий философии сознания.
  • Знакомство с ключевыми особенностями сознания как предмета познания.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с пониманием природы сознания, основания его единства, отношения сознания к самосознанию.
  • Знание оснований и трудностей классической парадигмы философской онтологии и теории познания.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
  • Знакомство с трансцендентализмом как гносеологической установкой, освоение его терминологического аппарата.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия как вид знания. Специфика онтологии и теории познания как философских дисциплин.
  • Проблема бытия
  • Познание и знание. Истина как центральное понятие теории познания.
  • Проблема субстанциального начала бытия
  • Бытие как трансцендентное
  • Проблема онтологического статуса времени, пространства, движения. Проблема бесконечности.
  • «Философия субъекта» и ее роль в формировании классической теории познания.
  • Монизм и плюрализм как основные онтологические модели.
  • Источник и границы знания о субстанции: рационализм, эмпиризм, скептицизм.
  • Сознание как предмет познания. Проблема онтологического статуса сознания. Сознание и самосознание.
  • Классическая парадигма философской онтологии и теории познания: субъектно-объектный дуализм и проблема его преодоления
    Понятие «субъект» в античной философии, философии Средних веков и в Новое время: сходства и различия. Постановка проблемы познания в философских учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: общие черты. В чем состоит сходство рационализма и эмпиризма? Характер субъектно-объектного отношения в Новое время. Анализ трудностей классических концепций. Основания и суть «коперниканского переворота» в теории познания. Проблема обоснования возможности наук. Проблема различения априорного и апостериорного знания.
  • Трансцендентализм как теоретико-познавательная установка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, 80 минут
  • неблокирующий Эссе
    Написание эссе по одной из предлагаемых тем или по самостоятельно сформулированной теме, соответствующей тематике курса (во втором случае тема согласовывается с преподавателем по электронной почте). Объем работы: от 9000 до 12000 печатных знаков с пробелами. В списке литературы должно быть не менее 4 источников. Работа сдается через Smart LMS или по электронной почте не позднее чем за 2 недели до конца модуля. Обязательна проверка на плагиат.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен устный, по билетам. В каждом билете 2 вопроса из списка, с которым студенты могут ознакомиться не позднее чем за месяц до экзамена. На подготовку ответа на вопросы билета отводится 40 минут. Можно пользоваться литературой, конспектами лекций и прочими источниками информации. В процессе подготовки можно делать записи. При этом оценивается только устный ответ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Итоговая оценка по дисциплине= 0,5*(Накопленная оценка) +0,5* (Экзамен) Накопленная оценка = 0,4*(Аудиторная работа)+0,4*(Контрольная работа)+0,2* (Эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442222 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455610 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • Декарт, Р.  Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422145 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Кант, И. Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867), Н. М. Соколова) / И. Кант. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 452 с. — ISBN 978-5-507-11693-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5922 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Платон, -.  Пир. Апология Сократа / Платон ; переводчики С. К. Апт, М. С. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 89 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06630-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455261 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Платон, Сочинения Платона / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 2 : Критон. Федон. Менон. Горгиас. Алкивиад первый. Алкивиад второй — 2014. — 476 с. — ISBN 978-5-507-38110-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47039 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В.В. Бибихин. (2005). ЧТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИД (лекция 6). Историко-Философский Ежегодник, (2005). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16914636
  • Гибелев, И. (2013). Парадокс Трансцендентности Границы Человека: Случай Блж. Августина И Св. Ансельма. Фундаментальные Исследования, (8–5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15028078
  • Исторические типы рациональности /Отв. ред. В.А. Лекторский. - Т.1. - М., 1995. - 351 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347263
  • Лейбниц, Г.  Новые опыты о человеческом разумении / Г. Лейбниц ; переводчик П. С. Юшкевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 418 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11065-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455525 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Платон, Сочинения Платона Часть 5 (Филеб. Кратил. Теэтет) / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 568 с. — ISBN 978-5-507-38112-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47041 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Спиноза, Б.  Этика / Б. Спиноза ; переводчик Н. А. Иванцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09695-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428381 (дата обращения: 28.08.2023).