• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Макроэкономика 2

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Макроэкономика-2 в бакалавриате является обязательным предметом для студентов 2 курса факультета мировой экономики НИУ-ВШЭ и рассчитан на один семестр (два модуля). Курс охватывает промежуточный уровень и знакомит с основными макроэкономическими моделями, которые описывают поведение экономики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. В нем рассматриваются проблемы бизнес цикла в закрытой экономике (на основе моделей IS-LM и AD-AS) и в открытой экономике (на основе модели IS-LM-ВР) и проблемы долгосрочного экономического роста (на основе модели Солоу и моделей эндогенного экономического роста). Большое внимание уделяется анализу механизмов и последствий стабилизационных политик в закрытой экономике (фискальной, монетарной и перераспределительной) и в открытой экономике (фискальной, монетарной и валютной) и оценке их сравнительной эффективности, С учетом специфики факультета мировой экономики в курс включено изучение закономерностей и особенностей функционирования мирового валютного рынка (рынка Forex) и международной финансовой системы и рассмотрение основных теорий и моделей валютных курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов экономического образа мышления
  • Развитие способностей использовать логику и формальные методы экономического анализа в процессе дальнейшего обучения.
  • Обучить студентов основам макроэкономического анализа на промежуточном уровне, предполагающем активное использование алгебры и графической интерпретации моделей;
  • Привить навыки использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем, а также экономических проблем в исторической перспективе;
  • Расширить знания студентов в области макроэкономики;
  • Развить способности студентов к пониманию и критическому осмыслению проблем макроэкономики, обсуждаемых в экономической литературе;
  • Обеспечить уровень знаний и навыков в области макроэкономики, соответствующих стандартам не только отечественного, но зарубежного высшего экономического образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 01. Перечисляет предпосылки и основные положения модели и показывает ее аналитические возможности;
  • 02. Выводит кривые IS и LM и объясняет их свойства;
  • 03. Дает интуитивное объяснение механизма установления и восстановления равновесия в модели
  • 04. Объясняет механизм и последствия стабилизационных политик в закрытой экономике;
  • 05. Интерпретирует причины и результаты смешанной политики и «особых случаев» в модели;
  • 06. Оценивает абсолютную и сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики в закрытой экономике
  • 07. Выводит кривую совокупного спроса из модели IS-LM
  • 08. Объясняет свойства кривой совокупного спроса (наклон, сдвиги, движение вдоль);
  • 09. Выводит мультипликаторы фискальной и монетарной политик
  • 10. Объясняет механизм стабилизационных политик при условии жестких и гибких цен на товары и на экономические ресурсы;
  • 11. Интерпретирует последствия фискальной и мое-тарной политик в среднесрочном периоде и обосновывать их отличия
  • 12. Выводит кривые IS и LM в открытой экономике и объясняет их свойства и особенности;
  • 13. Выводит кривую ВР при разных вариантах мобильности капитала и объясняет ее свойства
  • 14. Объясняет механизм установления и восстановления равновесия в модели IS-LM-BP при разных режимах валютного курса и разных вариантах мобильности ка-питала;
  • 15. Интерпретирует последствия шоков в открытой экономике
  • 16. Дает интуитивное объяснение механизма и последствий фискальной, монетарной и валютной политик в открытой экономике при разных вариантах мобильности капитала;
  • 17. Сравнивает эффективность стабилизационных политик в открытой экономике при разных режимах валютных курсов и разных вариантах мобильности капитала
  • 18. Дает интуитивное объяснение основным положениям и выводам модели баланса финансового портфеля
  • 19. Объясняет особенности монетарного подхода к моделированию валютных курсов, интерпретирует «эффект перелета» Дорнбуша и последствия шоков денежной массы, выпуска и иностранной ставки процента в краткосрочном и долгосрочном периодах;
  • 20. Инспектирует основные положения традиционного подхода к моделированию валютных курсов; характеризует эффект Харрода-Балассы-Самуэльсона;
  • 21. Дает описание модели Солоу (предпосылок, производственной функции, основного уравнения динамики, стационарного состояния, сравнительной статики, «золотого правила» накопления капитала) и объясняет поведение основных макроэкономических переменных на траектории сбалансированного роста;
  • 22. Перечисляет и объясняет основные положения моделей эндогенного экономического роста
  • 23. Перечисляет и интерпретирует стилизованные факты экономического роста;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Равновесие товарного и денежного рынков в закрытой экономике: модель IS-LM
  • Макроэкономическая политика в модели IS-LM
  • Модель IS-LM как модель совокупного спроса.Фискальная и монетарная политика в среднесрочном периоде
  • Равновесие в модели AD-AS и стабилизационная политика
  • Совокупный спрос в открытой экономике
  • Краткосрочное равновесие в открытой экономике: модель IS-LM-BP
  • Макроэкономическая политика в открытой экономике
  • Теории и модели валютных курсов
  • Теории экономического роста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Миниконтрольные работы
    Миниконтрольные работы проводятся на семинарах. Индивидуальная оценка по МКР студента определяется как средняя арифметическая по всем написанным этим студентом МКР. В случае пропуска МКР по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов), пропущенные работы не участвуют в определении средней оценки. При пропуске МКР без уважительной причины они оцениваются в 0 баллов и участвуют в расчете средней оценки. МКР не могут быть переписаны отдельными студентами с целью повышения оценки. МКР проводится в электронном виде с помощью программ SmartLMS, Socrative, Plickers и др. или на бумажном носителе.
  • неблокирующий Активность на семинаре
    «Активность на семинаре» включает в себя подготовку к семинару (выполнение дз, работа над материалом соответствующей семинару лекции), ответы на семинаре, выполнение заданий на семинаре.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменная работа по материалу всего курса. Включает в себя разные типы заданий: тесты, расчетные задачи, открытые вопросы. Длительность работы 1,5 часа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.15 * Активность на семинаре + 0.1 * Миниконтрольные работы + 0.15 * Миниконтрольные работы + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Copeland, L. (2014). Exchange Rates and International Finance 6th Edn (Vol. Sixth edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gordon, R. J. (2014). Macroeconomics: Pearson New International Edition (Vol. Twelfth edition. Pearson new international edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418495
  • Introduction to economic growth, Jones, C. I., 2002
  • Mankiw, N. G. (DE-588)120973626, (DE-576)164048383. (2000). Macroeconomics / N. Gregory Mankiw. New York, NY: Worth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.07890529X
  • Philippe Aghion, & Peter Howitt. (1997). Endogenous Growth Theory. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262011662