Бакалавриат
2023/2024
Проективные методики в исследованиях
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чеглакова Людмила Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для знакомства студентов-социологов с группой методик, предназначенных для диагностики особенностей личности и поведения в анкетных опросах и фокус-группах. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые респондент должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность респондентов давать желательные ответы - в этой группе методик ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений.
В курсе будут освещены вопросы теоретического и практического характера, рассматриваемые в отечественной и зарубежной литературе последних лет в отношении проективных методик и их применения в социологии, HR, маркетинге, PR и брендинге.
Цель освоения дисциплины
- состоит в ознакомлении студентов с основными принципами планирования, проведения и анализа исследований с использованием проективных методик, включая: охарактеризовать методологические подходы к использованию проективных методик в исследованиях; познакомить студентов с основами видами проективных методик и примерами (лучшими практиками) их использования; научить студентов выбирать виды проективных методик под некоторые типовые задачи (темы), конструировать исследовательский инструментарий, проводить процедуры сбора информации и осуществлять анализ эмпирических данных.
Планируемые результаты обучения
- - знать основные категории и понятия, которыми оперирует изучаемый спецкурс;
- - быть знакомым (ой) с научными истоками и теоретическими подходамии использования проективных методик в исследованиях;
- - уметьвыбирать методики и техники исследования, а затем анализа под ситуацию /цель/ задачу,вопросы исследования;
- - уметь осуществлять процедуры исследования с использованиемпроективных методик (инструкция, организация процесса сбора данных, учет групповой динамики);
- - быть способным (ой) давать обратную связь по процедурным моментам готовности и реализации проективных методик другими исследователями;
- - уметь проводить первичный анализ данных и представлять отчет заказчику.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Происхождение и возможности применения проективных методик в исследованиях
- Тема 2. Виды и характеристики проективных методик
- Тема 3. Примеры распространённых проективных методикдля использования в анкетных опросах и фокус-групповыхдискуссиях (лаборатория)
- Тема 4. Анализ и интерпретация данных
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Индивидуальная домашняя работаЦель работы - сформировать навыки планирования, разработки и рефлексии пилотажа проективной методики. Структура работы • Краткое описание (резюме) • Теоретические источникии опорные работы. • Методическая часть: описание целей и задач, плана работ и методики, характеристика процесса сбора данных. • Пилотаж и выводы по его итогам: обратная связь от респондентов и анализ исследователей. • Практические рекомендации. • Рефлексия исследователей.
- ЭкзаменИтоговый тест (экзамен) проводится в письменной форме и включает ответы на открытые и закрытые вопросы с множественным выбором и решение практических ситуаций, онлайн, платформа Яндекс.формс, 20% закрытых, 80% открытых вопросов и кейсов. Продолжительность тестирования 30 минут. Возможность использования черновых записей. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения теста студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.4 * Индивидуальная домашняя работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие, Ядов В.А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Reynolds, T. J., & Gutman, J. (1988). Laddering Theory, Method, Analysis, and Interpretation. Journal of Advertising Research, 28(1), 11–31.
- TORRES, F. R., SILVA, H. L. A. da, CUTRIM, C. S., & CORTEZ, M. A. S. (2020). Consumer perception of Petit-Suisse cheese: identifying market opportunities for the Brazilian dairy industry. Food Science and Technology v.40 Suppl.2 2020.
- Аболафия, М. (2003). Рынки Как Культуры: Этнографический Подход. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692613