Бакалавриат
2023/2024
Медиация
Статус:
Курс по выбору
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ждан-Пушкина Дарья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Повышение уровня профессиональных знаний слушателей в области медиации, разрешения и урегулирования споров. В процессе обучения рассматриваются правила коммуникации, правила эффективной работы с информацией, коммуникационные барьеры. Рассматривается понятие эмоционального интеллекта, понятие и структура конфликта, способы работы с конфликтом и способы противодействия манипуляциям. Кроме того, рассматриваются стили ведения переговоров, правила подготовки к переговорам, рассматривается и анализируется такой способ урегулирования споров как медиация. Теоретический материал сочетается с практическими упражнениями по ведению переговоров и урегулированию конфликта. Проводятся учебные медиации.
Пререквизиты. Перед началом изучения дисциплины «Медиация» студент должен обладать знаниями по гражданскому праву, международному частному праву, сравнительному правоведению; иметь навыки работы с нормативно-правовыми актами и судебной практикой; представлять себе основы работы с научными источниками (в том числе на иностранных языках), понимать основы работы по подбору и анализу судебной и деловой практики.
Постреквизиты. Результаты освоения учебной дисциплины «Медиация» могут быть использованы студентами при дальнейшем обучении по программе «Юриспруденция» в научной, практической деятельности, необходимой для успешного освоения программы. В частности, эти результаты могут быть использованы во время изучения таких дисциплин программы, как контрактное (договорное право), международный коммерческий арбитраж, гражданский и арбитражный процесс, а также при прохождении научно-исследовательской практики и подготовке выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины
- Цель обучения: повышение уровня профессиональных знаний слушателей в области медиации, разрешения и урегулирования споров. В процессе обучения рассматриваются правила коммуникации, правила эффективной работы с информацией, коммуникационные барьеры. Рассматривается понятие эмоционального интеллекта, понятие и структура конфликта, способы работы с конфликтом и способы противодействия манипуляциям. Кроме того, рассматриваются стили ведения переговоров, правила подготовки к переговорам, рассматривается и анализируется такой способ урегулирования споров как медиация. Теоретический материал сочетается с практическими упражнениями по ведению переговоров и урегулированию конфликта. Проводятся учебные медиации.
Планируемые результаты обучения
- Знает понятие, способы эффективной коммуникации, техники преодоления барьеров в коммуникации; понятие эмоционального интеллекта и значение эмоций в переговорах; понятие, структуру, виды конфликтов, динамику развития конфликтов, техники работы с конфликтами и техники противодействия манипуляциям;
- Знает стили ведения переговоров и правила подготовки к переговорам; понятие и процедуру медиации, стадии медиации, роль медиатора, законодательные основы медиации, особенности медиации семейных споров, трудовых споров, предпринимательских споров, международных и коммерческих споров;
- Умеет эффективно работать с информацией в ходе коммуникации, определять достоверность информации, преодолевать барьеры в коммуникации; использовать и управлять эмоциями в конфликте; управлять конфликтом; использовать разные переговорные стили, готовиться и проводить переговоры, разрабатывать переговорную стратегию; проводить медиацию семейных споров, трудовых споров, предпринимательских споров, международных и коммерческих споров.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коммуникация
- Тема 2. Эмоциональный интеллект
- Тема 3. Конфликт
- Тема 4. Переговоры
- Тема 5. Медиация
Элементы контроля
- Активность на семинарахАктивность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
- Устный опросУстный опрос (неблокирующий элемент контроля) заключается в проведении офлайн-экзамена. Устный экзамен проводится в формате «учебная медиация». Преподаватель дает студентам сценарий конфликта и делит студентов на тройки. В каждой тройке определяется медиатор и стороны. Медиатор проводит медиацию конфликта, а другие студенты играют спорящих сторон, используя разные переговорные стили. Преподаватель оценивает, насколько верно студент – медиатор проводит медиацию, понимает ли он основы этого процесса. Также студентам могут быть заданы вопросы по теме курса.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анцупов Анатолий, Шипилов Анатолий - Конфликтология: Учебник для вузов. 7-е изд. - 978-5-4461-1423-8 - Санкт-Петербург: Питер - 2020 - 365225 - https://ibooks.ru/bookshelf/365225/reading - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конфликтология, Анцупов, А. Я., 2013