• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Внутрифирменное предпринимательство

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В современном динамичном мире, способности и навыки предпринимателя становятся важной частью базового профессионального формирования управляющего, вне зависимости от того, планирует ли он корпоративную карьеру или планирует создавать свой бизнес. Венчурное, технологическое, социальное, внутрикорпоративное предпринимательство – становится источником экономического и социального развития стран. Рост предпринимательской активности оказывает значительное влияние на обеспечении конкурентоспособности экономики стран, рост числа новых рабочих мест и доходов бюджета. На занятиях студенты познакомятся с различными аспектами и видами предпринимательской активности, познакомятся с современными инструментами, необходимыми в предпринимательской деятельности. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных материалов в рамках соответствующих тематических разделов, а также отработку полученных теоретических знаний и их закрепление на примерах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Внутрифирменное предпринимательство» является развитие у обучающихся понимания о том, как создавать и управлять внутрифирменным предпринимательством в современных корпоративных и отраслевых условиях, знакомство обучающихся с инструментами, практическими знаниями и навыками, необходимыми для успешного управления инновациями и целеполаганием в бизнесе, закрепить знания, полученные в рамках дисциплин 1 и 2 курса, в т.ч. «Макроэкономика», «Маркетинг», «Предпринимательство», развить аналитические навыки и навыки групповой работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и выявляет факторы институциональной среды предприятия;
  • Анализирует организационную среду предприятия и разрабатывает модели внутрифирменного предпринимательства;
  • Выбирает и использует методы работы с инновациями, выстраивает конкурентное преимущество на основе технологических цепочек, платформ и методов защиты авторских прав;
  • Может использовать модели обработки и принятия решений для формирования целей для организации;
  • Анализирует основные цели и задачи организационной структуры, её соответствия отрасли и рынку, для разработки программ совершенствования таковой;
  • Использует модели принятия решения и обработки информации для формирования целей для организации;
  • Выбирает инструменты и методы решения проблем, производит операционные улучшения с использованием методов, изученных на курсе;
  • Понимает работу институциональной среды предпринимательства;
  • Умеет анализировать и управлять организационной структурой предприятия;
  • Умеет формировать и управлять внутрифирменными предпринимательскими структурами, анализировать их деятельность;
  • Умеет управлять инновациями как элементом конкурентной стратегии, анализировать возможности для выстраивания экосистемы инновация-производство-сбыт;
  • Умеет анализировать причины организационного сопротивления и разрабатывать программы изменений в предпринимательской единице;
  • В результате освоения дисциплины студенты смогут приобрести углубленное понимание предпринимательского процесса, навыки работы с целеполаганием, выстраиванием внутрифирменных структур, работы с организационным сопротивлением и внешней средой предприятия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Институциональная среда предпринимательства: экономические системы и государственное регулирование предпринимательства
  • Организационная структура предприятия как основа для формирования предпринимательских структур
  • Внутрифирменное предпринимательство: экосистема для успешных инноваций
  • Технологические отрасли экономики и построение конкурентного преимущества на основе инноваций
  • Организационная адаптация и сопротивление изменениям
  • Целеполагание и идеология успешного бизнеса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Летучки
    Небольшой тест в начале лекции/семинара на 10 минут по пройденному материалу. Состоит из закрытых и открытых вопросов. Тест проводится на платформе SmartLMS, Google или Яндекс формах.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    Со второго семинара студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре. Критерии оценивания: Итоговый балл складывается как сумма заработанных баллов студентом, деленная на число решаемых кейсов на семинаре. Итоговый балл за данный вид контроля округляется непосредственно перед расчетом итогового балла по дисциплине по правилам арифметики. Если студент отсутствует на семинаре, где решается кейс, студент получает 0 баллов. Возможно сдать задание в письменном виде, однако итоговый балл = 80% от максимальной оценки. Пересдача невозможна.
  • неблокирующий Проект
    Командный проект внутрифирменного предпринимательства для организации. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация, которая легко доступна студентам для изучения. Презентация готовится в группах 2-5 человек по согласованию с преподавателем.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста из 6 открытых вопросов. Каждый вопрос теста оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов, которые может набрать студент - 30.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.1 * Летучки + 0.35 * Проект + 0.25 * Решение кейсов на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стартап: Настольная книга основателя - Бланк С.М., Дорф Б. - Альпина Паблишер - 2016 - https://znanium.com/catalog/product/924002 - 1794296 - ZNANIUM
  • Шагеев, Д. А., Методы принятия управленческих решений и методы исследования в менеджменте : учебник / Д. А. Шагеев. — Москва : КноРус, 2021. — 301 с. — ISBN 978-5-406-08136-5. — URL: https://book.ru/book/939138 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 10753 - К. Кристенсен - Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании - 9785961444568 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/10753
  • Киселев, А. А., Принятие управленческих решений : учебник / А. А. Киселев. — Москва : КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL: https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Тестирование бизнес-идей - Блэнд Д., Остервальдер А. - Альпина Паблишер - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1222476 - 1740083 - ZNANIUM
  • Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов - Бланк С. - Альпина Паблишер - 2016 - https://znanium.com/catalog/product/926475 - 1794454 - ZNANIUM