• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар «Понимание современного Ближнего Востока и Северной Африки»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 41.04.05. Международные отношения
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Миссия дисциплины заключается в том, чтобы оказать содействие студентам в выборе направления исследований в рамках выбранной региональной специализации, а также в методологическом сопровождении процесса подготовки и написания самостоятельной исследовательской работы (курсовая работа, статья и магистерская диссертация). Научно-исследовательский семинар призван выполнить следующие задачи: - дать представление об основных направлениях «ближневосточных исследований», актуальных и перспективных направлениях научных изысканий; познакомить с опытом работы ведущих российских и зарубежных исследовательских и информационно-аналитических организаций и конкретных исследователей, работающих в данной области; - познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования, а также оформления и представления его результатов в виде письменного текста (аналитическая записка, статья, проект, курсовая работа, магистерская диссертация); - обучить выбору и применению конкретной методологии и методов исследования к рассмотрению и изучению международных отношений в регионе с учетом его особенностей и региональной специфики; - сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, специальными источниками информации, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности (научно-исследовательской, проектной, информационно-аналитической) по региону специализации, включающему Ближний Восток и Северную Африку
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные базы электронных ресурсов НИУ ВШЭ по проблематике НИС
  • Готовит презентацию и текст выступления для защиты результатов самостоятельного исследования
  • Готовит презентацию и текст выступления для публичной защиты
  • Демонстрирует знание основных видов и базовых характеристик каждого вида научных мероприятий, моделей и форматов участия
  • Демонстрирует знание основных элементов описания исследовательской работы и особенности их применения и обоснования
  • Демонстрирует знание особенностей алгоритма планирования, организации и реализации исследования, а также оформления и представления его результатов в виде письменной самостоятельной (курсовой) работы
  • Демонстрирует навык выступления на публичной защите
  • Демонстрирует навык поиска и сбора релевантных исследований по интересующей теме с использованием электронных ресурсов НИУ ВШЭ
  • Демонстрирует навык поиска, верифицирует и использует методологические наработки и эмпирические данные академических и научно-образовательных центров, специализирующихся на изучении БВСА.
  • Имеет навык оформления справочно-библиографического аппарата
  • Имеет навык прохождения полного цикла участия в научной конференции от подачи заявки до выступления и подготовки текста доклада для публикации
  • Имеет навык составления заявки на участие и написания тезисов доклада выступлений
  • Имеет навык формирования списка исследовательской литературы по теме исследования
  • Называет основные направления и содержание исследовательской деятельности экспертно-аналитических центров изучения Ближнего Востока и Северной Африки в России, Европе и странах региона
  • Называет основные российские и зарубежные академические центры, их ведущих исследователей, а также описывать основные направления их деятельности
  • Называет основные требования, предъявляемые к выступающему на публичной презентации и защите результатов самостоятельного исследования
  • Называет принципы подготовки и представления устных выступлений (защиты)
  • Называет российские и зарубежные академические центры, их ведущих исследователей, а также описывать основные направления их деятельности
  • Обозначает основные проблемы и недостатки в рамках существующих исследований Ближнего Востока и Северной Африки
  • Обосновывает специфику современных исследований Ближнего Востока и Северной Африки
  • Описывает основные направления и содержание исследовательской деятельности академических и научно-образовательных центров изучения Ближнего Востока и Северной Африки в России, Европе и странах региона
  • Описывает основные требования, предъявляемые к выступающему на публичной презентации и защите результатов самостоятельного исследования
  • Осуществляет поиск, верифицирует и использует методологические наработки и эмпирические данные академических и научно-образовательных центров, специализирующихся на изучении БВСА.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфические особенности исследований Ближнего Востока и Северной Африки. Представление силлабуса НИС
  • Ключевые российские и зарубежные академические и научно-образовательные центры изучения Ближнего Востока и Северной Африки
  • Ключевые российские и зарубежные фабрики мысли / Think tanks, занятые в изучении современного Ближнего Востока и Северной Африки
  • Релевантные исследования Ближнего Востока и Северной Африки: как их отыскать и отличить?
  • Описание и оформление самостоятельного исследования
  • Основные направления и актуальные вопросы в исследованиях современного Ближнего Востока и Северной Африки: постановка проблемы и построение дизайна исследования
  • Презентация результатов исследования: как её подготовить и провести?
  • Презентация и обсуждение планов-проектов самостоятельных исследовательских работ студентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
    Реферат, содержащий обзор научной литературы по теме персонального исследования.
  • неблокирующий Домашнее задание №3
    Тезисы по отдельному аспекту самостоятельного исследования
  • неблокирующий Работа студентов на семинарских занятиях
    Посещаемость семинарских занятий фиксируется преподавателем, но не учитывается в формуле подсчета накопленной оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль знаний осуществляется в виде оценки текста (ОТ) и выступления (ОПр) в рамках публичной предзащиты план-проекта самостоятельного научного исследования. Оценка за итоговый контроль выставляется в виде оценки за экзамен в ведомость по формуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.14 * Домашнее задание №1 + 0.14 * Домашнее задание №2 + 0.14 * Домашнее задание №3 + 0.28 * Работа студентов на семинарских занятиях + 0.3 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    .
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Работа студентов на семинарских занятиях * 0.28 + Экзамен * 0.3 + Домашнее задание №1 * 0.14 + Домашнее задание №2 * 0.14 + Домашнее задание №3 * 0.14
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adiong, N. M. (2013). International Relations and Islam : Diverse Perspectives. Cambridge Scholars Publishing.
  • Azim Nanji. (1997). Mapping Islamic Studies : Genealogy, Continuity and Change. De Gruyter.
  • Bly, R. W. (2017). Persuasive Presentations. New Word City, Inc.
  • Boon, A. (2018). The Presentation. HALICO.
  • Creasey, K. E. V. (DE-588)1210790874, (DE-627)1698710682, aut. (2017). The Middle East Survey Course some problems and some solutions Kate Elizabeth Creasey.
  • Gilberto Peters. (2019). The Middle East: Arm Sales, Refugees and the Islamic State. New York: SNOVA. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2247361
  • Halliday, F. (2004). 9/11 and Middle Eastern Studies past and future: revisitingIvory towers on sand. International Affairs, 80(5), 953–962. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2004.00427.x
  • Hudson, L. (2005). The New Ivory Towers: Think Tanks, Strategic Studies and“Counterrealism’’.” Middle East Policy, 12(4), 118–132. https://doi.org/10.1111/j.1475-4967.2005.00229.x
  • Islamic studies in U.S. universities Carles Kurzman, Carl W. Ernst. (2012).
  • Jin Wang. (2016). Middle East Studies in China: Achievements and Problems. MERIA Journal, 20(2), 51–58.
  • Jonathan Schwabish. (2016). Better Presentations : A Guide for Scholars, Researchers, and Wonks. Columbia University Press.
  • Laura Roselle, Sharon Spray, & Joel T. Shelton. (2019). Research and Writing in International Relations. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2143291
  • Pierre Hecker, & Igor Johannsen. (2017). Concepts of Culture in Middle Eastern and Islamic Studies. Middle East : Topics & Arguments, 7(0), 5–13. https://doi.org/10.17192/meta.2017.7.6491
  • Seteney Shami, & Cynthia Miller-Idriss. (2016). Middle East Studies for the New Millennium : Infrastructures of Knowledge. NYU Press.
  • Shorter, F. C. (1966). The Application of Development Hypotheses in Middle Eastern Studies. Economic Development & Cultural Change, 14(3), 340. https://doi.org/10.1086/450169
  • Zeev Maoz, Alex Mintz, Clifton T. Morgan, Glenn Palmer, & Richard J. Stoll. (2004). Multiple Paths to Knowledge in International Relations : Methodology in the Study of Conflict Management and Conflict Resolution. Lexington Books.
  • Звягельская, И. Д. Ближний Восток и Центральная Азия: Глобальные тренды в региональном исполнении : монография / И. Д. Звягельская. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–0990–2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115621 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • BRIDGES, D. (2020). On the (Re)presentation of Educational Research Through the Medium of the Creative Arts. Journal of Philosophy of Education, 54(5), 1398–1418. https://doi.org/10.1111/1467-9752.12498
  • Carl W. Ernst. (2010). Rethinking Islamic Studies : From Orientalism to Cosmopolitanism. University of South Carolina Press.
  • Dianna Booher. (2013). Persuasive Presentations. Booher Research Institute.
  • Lewis, B. (2011). The End of Modern History in the Middle East. Stanford, Calif: Hoover Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=550370
  • McCabe, D., Feghali, T., & Abdallah, H. (2008). Academic Dishonesty in the Middle East: Individual and Contextual Factors. Research in Higher Education, 49(5), 451–467. https://doi.org/10.1007/s11162-008-9092-9
  • Monshipouri, M. (1995). The Modern Middle East: A Reader. Journal of Third World Studies, 12(2), 482–488.
  • Raymond Hinnebusch. (2016). The International Politics of the Middle East. Manchester University Press.
  • Shelomo Dov Goitein. (2010). Studies in Islamic History and Institutions. Brill.
  • Бубнова Наталия Игоревна. (n.d.). «Мозговые центры» как актор современной политики.
  • Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современно..., Белокреницкий, В. Я., 2010
  • Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке : Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы, , 2014
  • Звягельская, И. Ближневосточный клинч: Конфликты на Ближнем Востоке и политика России / И. Звягельская. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 208 с. — ISBN 978-5-7567-0754-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97266 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кочетков, Г., & Супян, В. (2010). «Мозговые Центры» В Сша: Наука Как Инструмент Реальной Политики. Проблемы Прогнозирования, 5.
  • Пиньцзе, С., & Pinjie, S. (2020). Мозговые центры вузов Китая как поставщики знаний для правительства страны ; Chinese University Think-Tanks in Knowledge Production for National Government’s Decision-Making. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.025