Бакалавриат
2023/2024
Проектный семинар «Проектная деятельность инженера»
Статус:
Курс обязательный (Инфокоммуникационные технологии и системы связи)
Направление:
11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Кто читает:
Департамент электронной инженерии
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является базовым компонентом проведения проектной деятельности студентов. Студенты освоят навыки самостоятельной исследовательской работы, научатся формировать публичные выступления по тематике своей деятельности, будут уметь оформлять отчеты о проектной деятельности в текстовых документах по необходимым правилам, а также приобретут профессиональные компетенции в области проектирования, внедрения и администрирования сложных автоматизированных систем в области инфокоммуникационных технологий и систем связи в рамках проектной деятельности МИЭМ НИУ ВШЭ. В ходе проектного семинара студенты приобретают навыки осознания проблемной ситуации проектирования технических систем (ТС), постановки целей проектирования ТС и поиска путей их достижения, выявления технических противоречий и применения подходов к их разрешению, формулирования и решения задач многокритериального выбора ТС и их элементов, в том числе в условиях неопределённости, обращения с творческими инженерными задачами, анализа и синтеза физического принципа действия ТС.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков целеполагания проектирования технических систем (ТС) и работы с техническими противоречиями.
- Развитие навыков многокритериального выбора ТС и их элементов, в том числе в условиях неопределённости.
- Знакомство с подходами к решению творческих инженерных задач и приобретение опыта их применения.
Планируемые результаты обучения
- Владеет терминологией в области проектной деятельности в сфере инфокоммуникационных технологий.
- Знает методы и техники генерации идей. Знает где искать и как оценивать идею. Знает виды инноваций.
- Знает общую логику создания графиков, знает, как правильно найти данные и подготовить данные к работе. Знает типы данных, виды графиков и выбор правильного типа визуализации. Знает приемы красивых и понятных графиков. Знает основные ошибки при создании визуализаций.
- Знает ПО для моделирования физических и электрических процессов, а также 3D-визуализации. Знает ПО для разработки алгоритмов, приложений, интерфейсов и системы компьютерной математики для анализа данных, исследования и их визуализации.
- Знает способы корректной постановки цели и задач для проекта.
- Знает структуру подачи научного материала в устной форме. Знает требования к оформлению презентации для научного мероприятия.
- Знает типовые роли руководителя в проекте. Знает типовые задачи руководителя для каждой роли и методы их решения. Знает способы распределения ролей в проекте. Знает принципы формирования команды и эффективные способы взаимодействия с командой.
- Знает типы проектов и их жизненный цикл. Знает метод проектов.
- Знает этапы работы над проектом.
- Способен применять действия для успешной реализации идеи.
- Требования, правила оформления и календарные сроки разработки технического задания. Календарный план (сроки) выполнения проекта. Отчетность в ходе выполнения проекта.
- Умеет отличать цель проекта от задач проекта.
- Умеет оформлять научные результаты в Microsoft PowerPoint.
- Умеет применять творческий подход для выполнения проектной деятельности.
- Знать сущность и определение цели проектирования технической системы (ТС), отличие целей проектирования ТС от задач проектирования, методику построения дерева целей проектирования ТС, понятие технического и физического противоречия, методику выявления технических противоречий, иметь представление о способах их разрешения.
- Уметь формулировать цели проектирования ТС, строить деревья целей проектирования ТС, выявлять технические и физические противоречия.
- Знать основные понятия многокритериального выбора технических систем (ТС) и их элементов, методику многокритериального параметрического выбора ТС по интегральному критерию, формы интегральных критериев и шкалы их измерения, базовые понятия теории нечётких множеств, методику многокритериального выбора ТС в условиях неопределённости с использованием теории нечётких множеств.
- Уметь осуществлять постановку задачи многокритериального параметрического выбора технической системы (ТС), формировать векторы основных показателей качества ТС и критериев выбора, организовывать экспертную оценку значимости критериев, проводить их нормализацию, выбирать наилучшие альтернативы ТС согласно принципу оптимальности.
- Уметь осуществлять постановку задачи многокритериального выбора технической системы (ТС) в условиях неопределённости, использовать для её решения аппарат теории нечётких множеств, строить для критериев выбора функции принадлежности, располагать на функциях принадлежности альтернативы, выбирать наилучшие альтернативы ТС путём формирования множества наилучших альтернатив.
- Знать основные особенности творческих инженерных задач, понятие изобретения, основные положения ТРИЗ, проблемы ТРИЗ, понятие физического принципа действия (ФПД) и его формального описания, алгоритм прогрессивного развития ТС, принцип построения кривых развития, иметь понятие о фонде физико-технических эффектов.
- Уметь представлять физический принцип действия (ФПД) в формальном виде совокупности физико-технических эффектов, пользоваться фондом физико-технических эффектов, синтезировать новые ФПД.
Содержание учебной дисциплины
- Цели проектирования технических систем и технические противоречия
- Единая система конструкторской документации
- Многокритериальный выбор технических систем
- Творческие трудноформализуемые инженерные задачи
Элементы контроля
- Цели проектирования технических систем
- Многокритериальный параметрический выбор технических систем с использованием интегрального критерия
- Многокритериальный выбор технических систем с использованием аппарата теории нечётких множеств
- Анализ и синтез физических принципов действия
- ДЗ ЕСКДДомашнее задание состоит из трёх частей, каждая из которых оценивается отдельно. На каждую часть устанавливается предельный срок сдачи, после которой работы не принимаются. (За исключением уважительных причин). 1 часть: «Пояснительная записка» 2 часть: «Оформление чертежей и схем» 3 часть: «Программный код» Оценка за Домашнее задание формируется по следующей формуле: ДЗ = 0,34 Ч1 + 0,33 Ч2 + 0,33 Ч3 Пересдача отдельных частей работы не предусмотрена.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Анализ и синтез физических принципов действия + 0.25 * ДЗ ЕСКД + 0.15 * Многокритериальный выбор технических систем с использованием аппарата теории нечётких множеств + 0.2 * Многокритериальный параметрический выбор технических систем с использованием интегрального критерия + 0.2 * Цели проектирования технических систем
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 315 - Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - 9785961421897 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315
- Альтшуллер Г.С. - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 978-5-9614-5558-8 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=52211
- Найти идею : введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач, Альтшуллер, Г. С., 2007
- Найти идею : введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач, Альтшуллер, Г. С., 2022
- Половинкин А.И. - Основы инженерного творчества - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-4603-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123469
- Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах : учебник для вузов, Ларичев, О. И., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конопатов, С. Н. Решение нестандартных инженерно-экономических задач посредством ТРИЗ : монография / С. Н. Конопатов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Дашков и К, 2019. — 121 с. — ISBN 978-5-394-03660-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173898 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив : учеб. пособие, Микони, С. В., 2009
- Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учебное пособие, Кукалев, С. В., 2018
- Самков, Т. Л. Теория принятия решений: лекции : учебное пособие / Т. Л. Самков , RU. — Новосибирск : СибГУТИ, 2021. — 111 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/257306 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга : учеб. пособие для вузов, Андрейчиков, А. В., 2018
- Теория принятия решений : учебник для вузов, Петровский, А. Б., 2009
- Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ : учебник по дисциплине "Алгоритмы решения нестандартных задач", Петров, В. М., 2017
- ТРИЗ в электронике, Уразаев, В., 2006
- ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей, Шпаковский, Н. А., 2010