• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Византия: императоры и святые

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является общее ознакомление студентов с культурой Византии вообще и в частности с политической и религиозной ее составляющими в их взаимоупоре. От слушателей не требуется знания греческого языка, хотя оно и приветствуется – все византийские тексты для обсуждения на семинарах выдаются им в русском или, в крайнем случае, английском переводе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является общее ознакомление студентов с культурой Византии вообще и в частности с политической и религиозной ее составляющими в их взаимосвязи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь оценивать актуальность стоящих перед византиноведением научных проблем;
  • владеть навыками работы с профессиональными византиноведческими ресурсами и базами дан-ных;
  • владеть навыками чтения научной византиноведческой литературы на русском и английском языках.
  • знать основные направления и методы исследований по истории Византии;
  • знать основные особенности византийской политической, социальной, религиозной, экономи-ческой культуры;
  • уметь использовать в научно-исследовательской деятельности знания, полученные в ходе осво-ения дисциплины;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Кратчайший очерк истории Византи
  • Тема 2. Власть в Византии
  • Тема 3. Священное в Византии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устная работа на семинаре
    Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * контрольная работа + 0.25 * устная работа на семинаре + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 13407 - Д.Харрис - Византия: История исчезнувшей империи - 9785961448382 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/13407
  • Безобразов, П. В.  Очерки византийской культуры / П. В. Безобразов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 120 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13413-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/459030 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Успенский Ф.И. - ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 8 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 287с. - ISBN: 978-5-534-05237-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vizantiyskoy-imperii-v-8-t-tom-1-409188
  • Успенский Ф.И. - ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 8 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 167с. - ISBN: 978-5-534-05239-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vizantiyskoy-imperii-v-8-t-tom-2-409194
  • Успенский, Ф.И.. Значение византийских занятий в изучении средневековой истории. (Записки Императорского Новороссийского ун-та том 16. 1875) : Электронная репродукция / Ф.И. Успенский : Издательские архивы, 1875. — 26 с. — URL: https://book.ru/book/913577 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • Jeffreys, E. (2016). Rhetoric in Byzantium : Papers From the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies, Exeter College, University of Oxford, March 2001. Oxon, OX: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552664
  • Византийская культура (X - XII вв.), Каждан, А. П., 2019
  • Византийское общество и государство в X - XI вв. : проблемы истории одного столетия: 976 - 1081 гг., Литаврин, Г. Г., 1977
  • Как жили византийцы, Литаврин, Г. Г., 1974
  • У истоков христианской церкви, Голубцова, Н. И., 1967