• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Аспирантский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 2-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Аспирантский семинар является площадкой для обсуждения диссертационного исследования аспиранта, а также площадкой развития научно-исследовательских навыков. Аспиранты АШ по психологии выбирают один из "треков"-площадок для обсуждения в зависимости от их релевантности теме диссертационной работы. Реализующиеся треки: "Социальная психология", "Психофизиология (только для 2022 года набора)", "Когнитивная психология", "Фундаментальная и консультативная персонология", "Позитивная психология личности и мотивации". Занятия разбиты на блоки, каждый из которых является этапом работы над диссертационным исследованием (поиск и анализ релевантной литературы, подготовка теоретического обоснования, постановка проблемы исследования и определение цели, разработка программы исследования, обоснование дизайна исследования, определение и/или разработка наиболее перспективного инструментария исследования, подбор материалов, определение выборки/выборок, контроль получаемых данных и т.п.). Также на каждом году обучения есть блок встреч, посвященных реализации публикационной стратегии аспиранта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление об этапах подготовки диссертационного исследования и требованиях к нему
  • Развить навык анализа существующих исследований (теорий, подходов, моделей) по предмету диссертации, умение выделять возможные проблемы исследования и уточнять проблему текущего диссертационного исследования
  • Развить навык разработки дизайна исследования, наиболее эффективного для достижения цели текущего диссертационного исследования
  • Развить навык анализа и сопоставления возможных методов исследования, составления критериев для выбора наиболее перспективных (и возможных к реализации) методов, техник, методик.
  • Организовать площадку экспертного обсуждения диссертационного исследования аспиранта
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • составляет и обосновывает план работы над диссертационным исследованием в текущем году обучения в аспирантуре
  • Сопоставляет различные исследовательские подходы к предмету исследования, определяет перспективы и пробелы в знании о предмете исследования
  • Описывает и обосновывает ключевое противоречие в знаниях о предмете, которое будет являться проблемой диссертационного исследования. Определяет искомый результат исследования, который будет являться вариантом решения поставленной проблемы.
  • Сопоставляет различные методологические традиции изучения предмета исследования. Обоснованно выбирает те, которые будут являться основой диссертационного исследования
  • Составляет перечень возможных методик, техник изучения конструктов, входящих в предмет исследования и связанных с ним. Обосновывает выбор тех, что будут включены в дизайн исследования. Указывает и сопоставляет сильные и слабые стороны различных методик, техник.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Дизайн и планирование диссертационного исследования
  • Теоретическое обоснование диссертационного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по теоретическому обоснованию исследования
  • неблокирующий Отчет по разработанному дизайну исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год II семестр
    По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
  • 2023/2024 учебный год II семестр
    По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
  • 2024/2025 учебный год II семестр
    По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beins, B. (2012). APA Style Simplified : Writing in Psychology, Education, Nursing, and Sociology (Vol. 1st ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=443323
  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Классическая философия науки : хрестоматия, , 2007
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018
  • Философия науки : общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия, Аверюшкин, А. Н., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Advanced research methods for the social and behavioral sciences edited by John E. Edlund (Rochester Institute of Technology), Austin Lee Nichols (Connection Lab). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1032497149
  • Gerard Guthrie. (2010). Basic Research Methods : An Entry to Social Science Research. Sage Publications Pvt. Ltd.
  • Handbook of research methods in personality psychology / ed. by Richard W. Robins . (2007). New York [u.a.]: Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.26692672X
  • Langdridge, D., & Hagger-Johnson, G. (2013). Introduction to Research Methods and Data Analysis in Psychology 3rd Edn : UEL (Vol. Third edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417938
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290