• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Постсоветское и советское кино: формы взаимодействия

Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе предполагается рассмотреть формы взаимодействия постсоветского и советского кинематографа на разных уровнях: постсоветские фильмы и сериалы о советском прошлом (например, фильмы «Прорва» 1992, реж. И.Дыховичный; «Хрусталев, машину!» 1998, реж. А.Герман, «Груз 200» 2007, реж А.Балабанов), сериалы «Оттепель» 2013, реж. В.Тодоровский, «Обитель» 2020, реж А.Велединский); новый взгляд на известных персонажей советской эпохи («Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011, реж. П.Буслов, «Лето» 2018, реж. К.Серебренников); переосмысление старых сюжетов («Иван Грозный» 1944, реж. С.Эйзенштейн / «Царь» 2009, реж. П. Лунгин); ремейки и сиквелы советских «кинохитов» («Еще раз про любовь» 1968, реж. Г.Натансон / «Небо. Самолет. Девушка» 2003, реж. В.Сторожева); жанры, вытесненные из советского кино (боевик, фильм ужасов, мистический триллер и др.) («Ночной дозор», «Дневной дозор» 2004, 2006, реж. Т.Бекмабетов). Среди вопросов, которые мы рассмотрим в рамках курса: актуализация советского прошлого: космос, спорт, репрессии («Первые на Луне» 2005, реж А.Федорченко), война и травма в кино («Милый Ханс, Дорогой Петр» 2015, реж. А.Миндадзе, «Дылда» 2019, реж. К.Балагов), работа с тоталитарным сознанием и тоталитарными практиками («Капитан Волконогов бежал» 2021, реж. Н.Меркулова, А.Чупов), способы конструирования (пост)советской повседневности («Все умрут, а я останусь» 2008, реж. В.Гай Германика, «Айка» 2019, реж. С.Дворцевой, «Герда» 2021, реж. Н.Кудряшова), проблематизация различных повествовательных модусов – как «реалистических», так и комедийных, фантасмагорических («Окраина» 1998, реж. П.Луцик, «Орлеан» 2015, реж А.Прошкин, «Страна ОЗ» 2015, реж. В.Сигарев, «Петровы в гриппе» 2021, реж. К.Серебренников). Нас будут интересовать формы работы современного российского кинематографа с актуальными сюжетами, персонажами и киноязыком. Предметом нашего внимания будут как фильмы признанных классиков отечественного и мирового кино (Кира Муратова, Алексей Герман, Александр Сокуров), так и работы постсоветских режиссеров-авторов (Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев, Александр Велединский, Алексей Федорченко); как значимые картины режиссеров современного российского артхауса (Борис Хлебников, Михаил Сегал, Валерия Гай Германика, Василий Сигарев, Алексей Чупов, Наталья Меркулова), так и произведения совсем молодых авторов (Кантемир Балагов, Кира Коваленко).