• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Социальная история Нового и Новейшего времени

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальная история Нового и Новейшего времени» вводит студента в широкую проблематику развития человечества за последние пять столетий, и предоставляет ему возможность ретроспективно изучить и осмыслить процесс возникновения современного общества. На лекциях и семинарах будут обсуждаться основные подходы к изучению общества в исторической науке, рассматриваться тенденции развития различных социальных институтов и движений в Новое и Новейшее время, изучаться социальные структуры и иерархии, формализованные и неформальные социальные группы, фреймы и культурные практики. В результате освоения дисциплины студент сможет не только разбираться в истории становления современного человека и «общества модерна», но использовать в своих исследованиях первичные навыки сравнительно-исторического метода, историко-антропологического подхода, методов истории идей и понятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Социальная история Нового и Новейшего времени» является: - сформировать общие представления о предмете, задачах, методах социальной истории, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методами исследования социальной структуры и динамики в исторической ретроспективе
  • Владеть методами исследования социальной структуры и динамики в исторической ретроспективе
  • Владеть навыками использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по социальной истории
  • Владеть навыками использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по социальной истории.
  • Знать основную проблематику исследований в области социальной истории
  • Знать основы фактического материала по социальной истории Нового и Новейшего времени
  • Знать основы фактического материала по социальной истории Нового и Новейшего времени
  • Уметь использовать данные о социальных аспектах истории при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях
  • Уметь использовать данные о социальных аспектах истории при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях
  • Уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Предмет и методы социальной истории
  • Тема 2. «Старый порядок» в Европе и его падение
  • Тема 3. Российское общество XVII–XVIII вв.
  • Тема 4. «Долгий девятнадцатый век» в Европе и Америке
  • Тема 5. Социальные трансформации России (1800–1914)
  • Тема 6. Мир в XX веке. Основные тенденции и итоги
  • Тема 7. Социальная история России в ХХ веке
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценивается полнота и глубина понимания материалов, выносимых на обсуждение
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа представляет собой краткое критическое изложение содержания и основных идей определенного научного исследования. Цель рецензирования книги – представить ее основные положения и их краткую аргументацию в самом сжатом изложении, а также проанализировать место книги в имеющемся историографическом поле. Умение писать рецензию демонстрирует способность анализировать текст и выделять первостепенные факты, а также развивает навыки аналитического и критического мышления. В то же время чтение монографии по определенному периоду или явлению социальной истории позволяет глубже изучить проблему и понять особенности построения исторического исследования. Чтение исследовательской литературы на английском языке позволяет расширить активный вокабуляр по социальной истории, а также познакомится с новейшими теориями и концепциями.
  • блокирующий Экзамен
    На экзамене студент должен продемонстрировать владение базовыми знаниями по содержанию дисциплины, знание междисциплинарных подходов по исследованию общественно-политического дискурса Нового времени в рамках его основного понятийного аппарата.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Письменная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая социология : учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 181 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772507
  • Миронов, Б. Н.  Историческая социология России в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Б. Н. Миронов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08315-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437344 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Миронов, Б. Н.  Историческая социология России в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Б. Н. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08317-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437722 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX века, Миронов, Б. Н., 2010