• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Россия, интеграционные объединения и мегарегиональные соглашения"

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность курса ««Россия, интеграционные объединения и мегарегиональные соглашения» обусловлена, прежде всего, пониманием места и роли России в международной системе экономического регулирования, в связи со многими произошедшими событиями в политической сфере. Целью данного курса является: развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы, подготовка и написание выпускных квалификационных работ студентов, а также их защита; стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать:основные методы научно-исследовательского поиска и основные этапы научного исследования, уметь: определять предмет, объект, субъект и среду исследования, формулировать научную гипотезу, цель и задачи исследования, анализировать источники, научную литературу по выбранной теме, готовить тексты информационно-аналитического и научного содержания, владеть: критической оценкой аналитических и научных материалов по выбранной теме научного исследования и способность обсудить основные научные проблемы и дискуссионные вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы
  • Понимание места и роли России в международной системе экономического регулирования
  • Подготовка и написание выпускных квалификационных работ студентов, а также их защита
  • Стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует последствия санкций для экономики РФ в средне- и долгосрочном плане и вероятность отмены санкций.
  • Может поставить научную проблему, сформулировать гипотезу, выделить этапы научного исследования и выбрать адекватные методы исследования.
  • Характеризует краткую историю экономической интеграции на постсоветском пространстве.
  • Характеризует современный экономический потенциал государств Восточной Азии, лидеров роста в регионе и участие стран региона в мегарегиональных проектах ТТП-11 и ВРЭП.
  • Формулирует роль энергетического фактора во взаимоотношениях РФ – ЕС и в целом РФ с Западом.
  • Объясняет воздействие «зеленой повестки» ЕС на торговлю в рамках проблемы изменения климата; проблему пограничного углеродного налога (СВАМ) и его воздействие на условия конкуренции.
  • Характеризует состояние экспорта и импорта между РФ и ЕС, степень технологической зависимости экономики России от Запада и перспективы импортозамещения.
  • Характеризует состояние двусторонних торгово-экономических отношений России и США в условиях санкционного давления.
  • Называет проблемы и противоречия внутри ЕАЭС и пути их преодоления.
  • Характеризует логику «поворота на Восток» в политике России и ЕАЭС, соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам, ЕАЭС – Сингапур, др.странами и перспективные проекты о ЗСТ между ЕАЭС и странами региона.
  • Анализирует сотрудничество РФ/ЕАЭС с Китаем и Индией.
  • Характеризует роль БРИКС в МЭО и перспективы объединения.
  • Характеризует задачи членства России в ВТО на современном этапе
  • Выделяет приверженность России многостороннему формату регулирования.
  • Показывает отставание норм и правил многостороннего формата регулирования от объективных потребностей международной торговли и феномен МРТС как ответ на современные вызовы в глобальном регулировании.
  • Оценивает возможности сотрудничества/присоединения РФ к каким-либо из существующих МРТС или углубленным торговым соглашениям нового типа.
  • Объясняет воздействие геоэкономики и геополитики на торговлю и риски фрагментации глобальной экономики и торговли.
  • Характеризует последствия пандемии Covid – 19 для мировой экономики и торговли.
  • Называет основные проблемы сотрудничества России с международными организациями на наиболее перспективных направлениях.
  • Может сформулировать научную проблему, гипотезу, выделить этапы научного исследования и выбрать адекватные методы исследования.
  • Обосновывает актуальность исследования, формулирует объект, предмет, цели, задачи и определяет методологию научного исследования.
  • Обсуждение основных выводов работы и выдвинутых гипотез..
  • Подбирает российские и зарубежные научные монографии и статьи по теоретическим подходам к исследуемой проблематике, готовит презентацию по теоретической базе исследования и связывает теоретическую и эмпирическую части работы..
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Мегарегиональные торговые соглашения (МРТС) и глобальное экономическое регулирование с учетом современного протекционизма и торговых войн, внутреннего кризиса ВТО. Влияние фактора геополитики и риски фрагментации торговой системы.
  • 2. Россия – ЕС: перспективы торгово-экономического взаимодействия с учетом фактора санкций, а также воздействия «зеленой повестки» на торговлю.
  • 3. Интересы России в ВТО и МРТС. Соотношение региональных и глобальных приоритетов.
  • 4. ЕАЭС: состояние и перспективы Союза.
  • 5. Перспективы экономического сотрудничества РФ/ЕАЭС с Китаем. Соглашение ЕАЭС – КНР от 17.05.17.
  • 6. Россия, ЕАЭС и страны Восточной Азии: перспективы сотрудничества.
  • 7. Россия – США: особенности торгово-экономического взаимодействия с учетом санкционного давления Вашингтона на российскую экономику.
  • 8. Последствия пандемии Covid – 19 для мировой экономики и торговли.
  • 9. Участие России в перспективных инициативах в системе международного экономического регулирования. БРИКС: значение объединения в современных МЭО
  • 10. Обоснование темы ВКР.
  • 11. Обзор научной литературы и источников.
  • 12. Теоретическая база исследования.
  • 13. Введение ВКР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость и участие в дискуссиях
  • неблокирующий Обоснование темы ВКР
  • неблокирующий Презентация плана ВКР
  • неблокирующий Посещаемость и работа на семинарах
  • неблокирующий Презентация введение ВКР
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    Курс предусматривает два экзамена – в первом и третьем модулях. Оценка за экзамен в первом модуле равна оценке, накопленной по двум частям курса. Оценка накопленная: 0,1S + 0,9 M, Где S – оценка за посещаемость и участие в дискуссии, М – оценка за представленное в письменном виде обоснование темы ВКР
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Оценка итоговая (за экзамен в третьем модуле) равна накопленной оценке за 2-ой и 3-ий модули. Оценка, накопленная за 2-ой и 3-ий модули, равна 0,5 оценки за содержательную часть НИСа + 0,5 оценки за подготовку материалов по ВКР: R = 0,5R(1) + 0,5R(2) Оценка за содержательную часть выводится по формуле: R(1) = 0,8Р + 0,2S, где R(1) – оценка за содержательную часть часть; Р – оценка за презентацию; S – оценка посещаемости и работы на семинарах. Оценка за подготовку материалов по ВКР выводится по формуле: R(2) =0,1S +0,5P+0,4N Где R(2) – оценка за подготовку материалов ВКР, S – оценка за посещаемость и участие в дискуссии, Р – оценка за презентацию плана ВКР, N – оценка за презентацию Введения ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • International economics : theory and policy, Krugman, P. R., 2015
  • Глобальные институты регулирования - Зуев В.Н. - Магистр - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/987514 - 1068577 - ZNANIUM
  • Мировая экономика в период больших потрясений - Бобылев С.Н., Голяшев А.В., Григорьев Л.М. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1858585 - 1654288 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Математическое моделирование : идеи, методы, примеры, Самарский, А. А., 2005