• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Философские проблемы современной науки

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока профессиональных дисциплин образовательной̆ программы «Философия» и является обязательной. В отличие от традиционных курсов по философии науки акцент сделан не на классических работах по общей философии науки, а на философских проблемах конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина представлена тремя блоками. Блок «Общие вопросы философии науки» основан на курсах по истории зарубежной философии и логики, кратко знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, и с общими методологическими проблемами науки. После изучения общей части студенты специализируются на одном из двух блоков, посвященных философским дискуссиям в конкретных науках. Блок «Философские проблемы точных наук» посвящен философским проблемам современной математики, физики, космологии, компьютерных наук и искусственного интеллекта (ИИ). Блок «Философские проблемы наук о жизни» посвящен философским проблемам современной биологии, медицины и смежных наук и направлений – химии, психологии, когнитивистики и ИИ, общей теории систем, исследований искусственной жизни, киберфизических систем и интернета вещей. Данный курс не только знакомит с философскими проблемами современной науки, но и дает базовые знания и навыки, позволяющие учитывать эти проблемы при рассмотрении интересующих студентов вопросов из других разделов философии – как более общих, так и более прикладных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, а также содержание основных философских концепций, описывающих развитие науки и научного метода;
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат философии науки в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в науке; интерпретировать научные и философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме.
  • Владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы науки; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, уметь оценивать свою деятельность, на основе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Интерпретирует современные концепции относительно реальности объектов научных теорий и того, насколько научные теории соответствуют явлениям. Воспроизводит аргументы сторонников научного реализма и их противников, критически анализирует эти аргументы на примере конкретных научных теорий.
  • Воспроизводит аргументы философских концепций о реальности математических объектов. Интерпретирует философские представления о связи математических и физических моделей на примере конкретных научных теорий.
  • Воспроизводит и интерпретирует эволюцию философских оснований фундаментальных физических теорий. Критически анализирует эти основания с позиций основных концепций из истории философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет философии науки.
  • Наука как система знания
  • Наука как деятельность. Цели и задачи научного исследования
  • Наука как социальный институт. Ценностное измерение науки
  • Научный реализм
  • Объекты и модели в математике и физике
  • От парадигмы механистической к квантовой
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
    Оценивается только работа на семинаре по шкале 6-8-10. Проверяется знакомство студентов с текстами, которые предлагались к семинарам, и осмысление проблем, которые сформулированы в этих текстах.
  • неблокирующий Рефлексия
    Самостоятельная рефлексия над одной из проблем и тезисов, которые поднимаются в текстах, обсуждаемых на семинарах. Объем - примерно 5000 знаков.
  • неблокирующий Анализ рефлексии сокурсника
    2000-3000 зн. с пробелами
  • неблокирующий Критический анализ статьи
    Объем 6000-8000 зн. с пробелами.
  • неблокирующий Тесты
  • блокирующий Экзамен
    Устный экзамен из двух вопросов - по общей и специальной частям
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Итоговая оценка за курс: 0,6 * Оценка_накопленная + 0,4 * Оценка_экзамен (блокирующая). Оценка_накопленная = 0,5 * Оценка_2 модуль + 0,5 * Оценка_3 модуль, при этом оценки за модуль округляются до 0,1. Оценка_2 модуль (работа по тематическим группам): 0,4_работа на семинарах + 0,4_критический анализ статьи + 0,2_тесты. Оценка_3 модуль (общая часть): 0,4_работа на семинарах + 0,4_ рефлексия + 0,2_комментарий на рефлексию сокурсника.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Математика как метафора, Манин, Ю. И., 2008
  • Научная рациональность и философский разум, Гайденко, П. П., 2003
  • Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий, Койре, А., 2003
  • Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада : хрестоматия, Печенкин А.А., 1996
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Физика и философия . Часть и целое : пер. с нем., Гейзенберг, В., 1990
  • Характер физических законов, Фейнман, Р., 2017
  • Эволюция физики : развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов, Эйнштейн, А., 1968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The scientific image, Van Fraassen, B. C., 1980
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой : Учеб. пособие для вузов, Гайденко, П.П., 2000
  • Собрание научных трудов. Т. 4: Статьи, рецензии, письма; Эволюция физики, Эйнштейн, А., 1967