• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Практикум: Психолого-педагогическая работа с детьми и подростками

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Батюк Нильс Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины – ознакомление со структурой деятельности психолога в образовательном учреждении, отработка практических навыков. Особое внимание уделяется специфическим нюансам работы психолога в образовательной организации, связанным со взаимодействием с разными категориями участников образовательных отношений, а также типичными проблемами обучающихся. Результатом освоения программы будет являться понимание структуры деятельности психолога в образовании, развитие навыков психологического консультирования обучающихся, их родителей, педагогов. Изучение данной дисциплины требует владения основными понятиями общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, психологии семьи, психологии общения, знания основ психологического консультирования, владения основными навыками в области психодиагностики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – ознакомление со структурой деятельности психолога в образовательном учреждении, отработка практических навыков. Особое внимание уделяется специфическим нюансам работы психолога в образовательной организации, связанным со взаимодействием с разными категориями участников образовательных отношений, а также типичными проблемами обучающихся.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога-психолога
  • анализирует модельные ситуации с точки зрения этических норм педагога-психолога
  • называет формы и уровни работы педагога-психолога, категории участников образовательного процесса, с которыми проводится психолого-педагогическая работа
  • Различает специфику задач школьного психолога при работе на разных возрастных ступенях.
  • Различает жалобы, проблему и запрос клиента в рамках школьного психологического консультирования
  • Умеет ставить реалистичные задачи для школьного психологического консультирования
  • Формулирует концептуализацию случая в терминах релевантного теоретического подхода
  • Решает кейсы, требующие планирование консультирования отталкиваясь от результатов диагностики.
  • Умеет формулировать психологические рекомендации
  • корректно формулирует вопросы в рамках консультативного диалога
  • Разделяет мысли, эмоции, поведение клиента, способен выявить взаимосвязь между ними и объяснить это клиенту
  • применяет принципы формулирования конструктивной обратной связи педагогам
  • Учитывает возрастные особенности подростка как клиента
  • Способен объяснить алгоритм действий школьного психолога в случае выявления кризисной ситуации у ученика
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога. Структура деятельности педагога-психолога. Общий обзор.
  • Основные задачи педагога-психолога при работе на разных возрастных ступенях. Общий обзор.
  • Типичные проблемы и модели оказания помощи. Специфика задач психологического консультирования в школе.
  • Этапы консультативной работы
  • Консультирование родителей
  • Консультирование педагогов
  • Консультирование подростков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устном формате, предполагает решение кейса и ответ на вопросы по нему. Вопросы раздаются участникам в виде билетов случайным образом.
  • неблокирующий Дополнительный балл за активность
    Студенты, активно проявившие себя в работе на занятиях, и продемонстрировавшие объем знаний и навыков, существенно превышающий модальный объем знаний и навыков по группе на усмотрение преподавателя могут получить до одного дополнительного балла по десятибалльной шкале к итоговой оценке за работу на занятиях.
  • неблокирующий Дополнительный балл за эссе
    Студенты, написавшие эссе, по качеству и объему существенно выходящее за рамки критериев оценивания на усмотрение преподавателя в конце прохождения курса могут получить до одного дополнительного балла по десятибалльной шкале к итоговой оценке.
  • неблокирующий Текущая оценка
    Текущая оценка – среднее арифметическое оценок за текущие самостоятельные работы, тесты, участие в практических занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Оитоговая = 0.2(Отекущая) + 0.2(Оэссе) + 0.4(Оэкзамен), где Оитоговая – итоговая оценка, выставляющаяся за весь курс, Отекущая – среднее арифметическое оценок за текущие самостоятельные работы, тесты, участие в практических занятиях, Оэссе – оценка за эссе, Оэкзамен – оценка за экзамен. Студенты, активно проявившие себя в работе на занятиях, и продемонстрировавшие объем знаний и навыков, существенно превышающий модальный объем знаний и навыков по группе, и/или написавшие эссе, по качеству и объему существенно выходящее за рамки критериев оценивания на усмотрение преподавателя в конце прохождения курса могут получить дополнительные баллы к итоговой оценке: до 1-го балла по десятибалльной шкале за эссе и до 1-го балла по десятибалльной шкале за работу на занятиях.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Малкина-Пых, И. Г., Возрастные кризисы детского и подросткового возраста : учебник / И. Г. Малкина-Пых. — Москва : КноРус, 2022. — 277 с. — ISBN 978-5-406-08742-8. — URL: https://book.ru/book/942517 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Хухлаева, О. В.  Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06780-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473184 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Хухлаева, О. В.  Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Когнитивная терапия : полное руководство, Бек, Д., 2017
  • Коммуникация и коммуникабельность, Мерманн, Э., 2015
  • Мотивационное консультирование : как помочь людям измениться, Миллер, У. Р., 2017
  • Образовательная среда : от моделирования к проектированию, Ясвин, В. А., 2001
  • Психология общения, Вердербер, Р., 2006
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2005
  • Ромек, В. Г.  Поведенческая психотерапия : учебное пособие для вузов / В. Г. Ромек. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05738-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473363 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002