• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Основы кинорежиссуры: кино без слов

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору дает возможность студентам, понять в чем заключается работа режиссера кино. Метод работы над фильмом, где замысел основан на визуальном ряде, по сути, является инструментом освоения киноязыка. В своем исследовании киносемиотики Ю. Лотмана выделяет кадр, когда он «получает свободу, присущую слову: его можно выделить, сочетать с другими кадрами по законам смысловой, а не естественной смежности и сочетаемости, употреблять в переносном - метафорическом и метонимическом - смысле. Проект по созданию короткометражных мини фильмов (возможно в формате веб историй), как раз направлен на освоение навыков особой визуальной коммуникации. Вместе с тем, цель проекта учебно — практическая: освоение инструмента режиссуры на всех этапах кинопроизводства: от режиссерской экспликации до завершенного монтажом произведения, а также возможно создание канала мини фильмов с собственным контентом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить навык создания режиссерских экспликаций и (или) самых простых монтажных листов, написав их в русле темы
  • Приобрести опыт работы с оператором, который обязан обладать монтажным мышлением
  • Освоить последовательность работы над фильмом, где смысловая нагрузка раскрывается через образы, действие и считываемую информацию, объединенных совокупностью фрагмента
  • Изучить специфику монтажных приемов, которые дают возможность участникам проекта освоить КИНОЯЗЫК
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет тематический анализ и отбор материала в русле темы и драматической структуры, излагает его в первоначальном сценарии
  • Создает режиссерский сценарий предусматривающий как использовать многочисленные возможности монтажа, выявляет идею произведения и отвечает на вопрос "как снять?"
  • Осуществляет режиссерское и операторское решение, создает целостность визуального рядя, учитывает, как они соотносятся со всеми элементами повествования
  • Выполняет работу оператора создав предпосылки для логического построения (редактирования) произведения, создает выразительный видеоряд в русле темы, идеи и сценария используя приемы операторского мастерства
  • Создает мини-фильм без слов, делая его единым, целостным, увлекательным, наиболее эмоциональным и во время этой работы использует необходимые режиссерские приемы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискретность кинематографа как вида искусства
  • Главные принципы и типы соединения кадров
  • Акцентный и аналитический монтаж
  • Особенности внутрикадровой съемки
  • «Эффект Кулешова» и ассоциативный монтаж
  • Параллельный монтаж, переходы в сюжетных линиях
  • Дополнительные инструменты режиссуры
  • Черновой монтаж
  • Защита итогового фильма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный
  • неблокирующий Этюд на «Эффект Кулешова»
    Студены создают эмоциональный образ персонажа, основанный на проекции увиденного персонажем изображения (через субъективную камеру) на его эмоциональную, зрительскую оценку.
  • неблокирующий Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение)
    Студенты снимают документальный этюд раскрывая содержание события и показывая его внутренние взаимосвязи. Метод съемки ВКМ (съемка одним кадром).
  • неблокирующий Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино»
    Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы таких как: реферат, статья, монография, эссе, диссертации, и т. д. Рецензия основана не на эмоциональной оценке текста, а на анализе приведенных в статье утверждений и примеров. Важно описать свое понимание семиотики кино и описать в чем вы согласны с автором, а какие размышления вам кажутся архаичными или неточными.
  • неблокирующий Рецензия на статью Сергея Эйзенштейна «Монтаж»
    Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы таких как: реферат, статья, монография, эссе, диссертации, и т. д. Рецензия основана не на эмоциональной оценке текста, а на анализе приведенных в статье утверждений и примеров. Важно описать свое понимание семиотики кино и описать в чем вы согласны с автором, а какие размышления вам кажутся архаичными или неточными.
  • неблокирующий Параллельный монтаж (рефрен)
    Съемка этюда на параллельный монтаж и использованием ассоциативного сопоставления сюжетных линий в режиме построения схемы рефрена и (или) параллельный монтаж как эпизод с двумя линиями и разными целями внутри них.
  • неблокирующий Доклад «методы немого кино»
    Доклад носит характер рецензии, делается в форме презентации. Это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ. В начале работы необходимо указать данные об авторах кинопроизведения, название, жанр, год создания. Далее следует краткий пересказ содержания в виде пересказа сюжета и затем рецензент подробно описывает какую тему удалось, по его мнению, раскрыть в рецензируемом фильме, через что. Затем следует критический анализ: оценка формы и приемов, особенностей построения композиции (типы монтажа), режиссерский стиль и настроение. Выделение достоинств и недостатков. Аргументированная оценка всего произведения и указание на те его особенности, благодаря которым вы видите этот фильм вкладом в мировой кинематограф.
  • неблокирующий Итоговый мини-фильм (кино без слов)
    Студенты снимают короткометражный фильм-эксперимент, где его тема раскрывается через освоенные студентами приемы киноповествования (киноязыка), в основе которого особенности монтажа и необходимость создания целостного образа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.1 * Внутрикадровый монтаж (документальное наблюдение) + 0.1 * Доклад «методы немого кино» + 0.5 * Итоговый мини-фильм (кино без слов) + 0.05 * Параллельный монтаж (рефрен) + 0.025 * Рецензия на статью Сергея Эйзенштейна «Монтаж» + 0.025 * Рецензия на статью Юрия Лотмана «Семиотика кино» + 0.1 * Этюд комфортный на тему «опоздание» и его развитие как аналитический, акцентный + 0.1 * Этюд на «Эффект Кулешова»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 18729 - И.Беленький - История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство - 9785961421880 - Alpina - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18729

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бураченко А.И. - История искусств (история театра и кино) - КемГИК - 2018 - ISBN: 978-5-8154-0477-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=361102