• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Современные вызовы и измерения социально-экономического развития

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе разбираются типы социально-экономического развития и их индикаторы. Анализируются различные основания для группировки стран - по модели капитализма, по доходу, по степени индустриализации. Разбираются концепции социальной политики, в контексте которых формируются задачи для реализующих ее органов государственной власти. К таким концепциям относятся: качество жизни, человеческое развитие, концепция ESG, качество рабочих мест, бедность и др. Особый акцент в курсе сделан на методологии измерений и формирования индикаторов. Разбираются методы и алгоритмы проверки валидности индексов в соответствии с принятыми в мире стандартами. Курс адресован как студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управление», так и социологам, политологам. Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление о типологии социально-экономического развития и их индикаторов.
  • Эффективно применять навыки анализа макроэкономических данных.
  • Получить представление о методах и алгоритмах проверки валидности индексов в соответствии с принятыми в мире стандартами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет различать типы шкал, меры среднего и меры разброса для разных типов шкал.
  • умение выявлять проблемы социально-экономического развития района
  • Умеет определять типы шкал и оценивать связи между показателями, измеренными в различных шкалах.
  • Понимает значение термина "человеческий капитал" и основные способы его оценки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1: Введение. Основные подходы к измерению социально-экономического развития
  • Лекция 2: Теория и практика измерения. Система шкал
  • Лекция 3: Человеческий капитал. Теория и тенденции
  • Лекция 4: Человеческий капитал. Оценки и тенденции
  • Лекция 5: Человеческий потенциал. Теория, измерение, данные
  • Лекция 6: Монетарные неравенства и бедность
  • Лекция 7: Профессиональная структура. Теория, измерение, тренды
  • Лекция 8: Качество рабочих мест. Теория, измерение, тренды
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Разработать количественный показатель оценки какого-либо процесса/феномена* на уровне региона или страны
  • неблокирующий Эссе
    Анализ одного из социальных индикаторов на предмет эволюции его концепции и способов измерения на макро- и микро-данных. Сильные и слабые стороны индикатора, пути его адаптации под реалии России
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • di Bella, E., Leporatti, L., & Maggino, F. (2017). Big data and social indicators: actual trends and new perspectives. https://doi.org/10.1007/s11205-016-1495-y
  • Шкаратан, О. И. - Социология неравенства. Теория и реальность - 978-5-7598-0913-5 - Москва: ВШЭ - 2012 - 29666 - https://ibooks.ru/bookshelf/29666/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БОРОДКИН Ф.М. (2004). Социальные индикаторы — что это такое? Мир России. Социология. Этнология, 13(4).