• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Литература стран Восточной и Юго-Восточной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины студенты получают базовые представления о китайской, японской, корейской и вьетнамской литературных традициях от начала их зарождения до наших дней. Изучение дисциплины предполагает самостоятельное чтение студентами большого объема художественной литературы. В ходе промежуточной аттестации студенты готовят 2 доклада, пишут эссе по предложенным темам. Итоговая аттестация проходит в форме экзамена в виде письменных ответов на два открытых вопроса. Лекции и семинары могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждого конкретного занятия будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить студентам-востоковедам целостное представление о литературных традициях стран Восточной и Юго-Восточной Азии, их истории и эволюции: с древних времен до современности.
  • Сформировать у студентов комплексное представление об основных особенностях, тенденциях и типологических характеристиках произведений на разных этапах истории становления и развития литератур стран Востока, их взаимосвязи и взаимовлиянии на региональном уровне.
  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим комплексно анализировать литературные произведения на научном уровне, разбираться в жанрах и стилях литературных произведений, обозначенных в рамках курса, иметь представления о периодизации и закономерностях развития литературной традиции в различных странах Востока.
  • Обозначить положение восточной литературной традиции в мировом литературном процессе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует навыки использования современных технических средств и информационных технологий, поиска информации, необходимой для исследовательской работы, и ее обработки при изучении литературных традиций стран Востока.
  • Демонстрирует способность анализировать особенности взаимоотношений между представителями РФ, Азии и вести научно-исследовательскую деятельность в указанной области на основе знаний, полученных в рамках изучаемой дисциплины.
  • Демонстрирует способность вести аналитическую деятельность на основе знаний, полученных на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Умеет критически анализировать теоретические и исследовательские работы в рамках изучаемой дисциплины.
  • Демонстрирует умение вести аналитическую деятельность на основе знаний литературных традиций стран Востока, учитывая закономерности развития, а также особенности, характерные для того или иного региона.
  • Демонстрирует умение самостоятельно осуществлять научную деятельность, провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, делать обобщающие выводы.
  • Комплексно анализирует и дает критическую оценку источникам, характерным для данной дисциплины, демонстрируя понимание закономерностей и особенностей восточной литературной традиции.
  • Применяет знания национальных литературных традиций, экономики, социологии и культурологии при анализе исторических процессов изучаемого региона.
  • Составляет аналитические обзоры и презентации, дает оценку и развернутую характеристику жанровых особенностей на основе стилистического анализа произведения исходя из знаний, полученных в рамках курса дисциплины.
  • Способен правильно использовать терминологию, специфическую для изучаемой дисциплины, демонстрируя знания понятийного аппарата в области истории литературы стран Востока.
  • Умеет критически анализировать теоретические и исследовательские работы в рамках изучаемой дисциплины.
  • Демонстрирует умение вести коммуникативную деятельность и поддерживать контакты, учитывая закономерности исторического развития и национальных особенности на основе знаний, полученных при изучении литературных традиций стран Востока.
  • Владеет базовыми навыками ведения коммуникативной деятельности, а также демонстрирует способность анализировать особенности взаимоотношений между представителями РФ, Азии и Африки на основе знаний, полученных в рамках изучаемой дисциплины.
  • Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, используя знания полученные на лекционных и семинарских занятиях, самостоятельно находит, анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины.
  • Демонстрирует навыки ведения коммуникативной деятельности, публичной речи, навыки ведения исследовательской деятельности, в том числе на языке изучаемого региона, при подготовке к практическим семинарским занятиям, а также при написании эссе.
  • Применяет знания, полученные в результате освоения дисциплины, и способен вести профессиональную деятельность с учетом правовых и этических норм, отвечающих требованиям изучаемого региона.
  • Умеет ставить исследовательские задачи и выстраивать стратегии их решения; обладает навыками работы в команде и поиска сбалансированного решения в условиях плюрализма мнений.
  • Представляет генезис традиций, демонстрирует способность сравнительного анализа национальных литературных традиций и исторического развития изучаемого региона; анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу.
  • Демонстрирует способность работать в исследовательском коллективе, проявляя толерантное отношение к участникам с иной социальной, этнической, конфессиональной или культурной идентичностью; демонстрирует умение выстраивать рейтинг задач и планировать время на их выполнение.
  • Стремится выполнить поставленные задачи в назначенный срок; проявляет готовность к исправлению выявленных ошибок и недочетов.
  • Точно и в срок выполняет полученные задания, проявляет стремление к максимально полному овладению навыками ведения научно-исследовательской работы в рамках изучаемой дисциплины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Китайская литература
  • Тема 1. Китайская литература (семинары)
  • Тема 2. Японская литература
  • Тема 2. Японская литература (семинары)
  • Тема 3. Корейская литература.
  • Тема 3. Корейская литература (семинары)
  • Тема 4. Вьетнамская литература
  • Тема 4. Вьетнамская литература (семинары)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады и активность на семинарах
    2 выступления продолжительностью 10-15 минут. Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем), объем 3, 5-5 тысяч знаков. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Экзамен
    Для проверки качества освоения дисциплины студент сдает письменный экзамен: два вопроса из списка. Задание, предлагаемое на экзамене, включает развёрнутые ответы на вопросы по разным регионам. Оценка снижается за фактические ошибки, неполное раскрытие темы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.4 * Доклады и активность на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lee, P. H. (2003). A History of Korean Literature. Cambridge University Press.
  • История культуры Древнего Востока: учебное пособие / Титаренко И.Н. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 222 с. ISBN 978-5-8327-0369-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/551304
  • Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2010-2011 / Учреждение Российской Академии Наук. Институт Дальнего Востока РАН; Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва : ИД ФОРУМ, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-8199-0497-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/250365
  • Культура Древнего Китая : учеб. пособие / Д.Л. Обидин. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 163 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a1296c6e52db8.10607331. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1005777

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ekaterina O. Starikova. (2014). Genres Of Call-And-Response Songs In Vietnam. HSE Working Papers.
  • Luo, M., & Modern Language Initiative. (2015). Literati Storytelling in Late Medieval China. University of Washington Press.
  • Michel Hockx, & Ivo Smits. (2003). Reading East Asian Writing : The Limits of Literary Theory. Routledge.
  • Paul W. Kroll. (2015). Reading Medieval Chinese Poetry : Text, Context, and Culture. Brill.
  • Крупчанов, Л. М. Теория литературы : учебник / Л. М. Крупчанов. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 360 с. — ISBN 978-5-9765-1315-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100036 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна (Текст)/ К. Ясперс; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-9540-0081-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345502

Авторы

  • Белова Надежда Алексеевна
  • Фирсова Варвара Сергеевна
  • Старикова Екатерина Олеговна
  • Стеженская Лидия Владимировна