Бакалавриат
2023/2024





Научно-исследовательский семинар "Литература и культура в сравнительных контекстах"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Разувалова Анна Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Литература и культура в сравнительных контекстах» предполагает осмысление роли литературы в формировании и ревизии представлений о субъекте как одной из центральных категорий европейской культуры. В фокусе внимания будет находиться фундаментальная для культурной антропологии проблема взаимоотношений человека и животного и ее рефлексия в литературе. Сосредоточив внимание на изображении людей и животных в литературе, новых теоретических подходах и практиках интерпретации, сложившихся в этой сфере, мы проанализируем философско-антропологический, идеологический и словесно-образный аспекты репрезентаций животного в литературе и культуре.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить со сложным комплексом идей и дискурсов, определявших в русской и зарубежной культуре представления о животном и человеке, раскрыть роль литературы в конструировании подобных представлений, учитывая специфичность литературного дискурса, проанализировать разные типы художественной концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «животность – человечность».
Планируемые результаты обучения
- • Студент знаком с основными этапами и тенденциями европейской философской мысли о животном, может охарактеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XXI вв. и затрагивавших проблему онтологического и гражданского статуса животного.
- • Студент имеет представление о традиционных и новейших способах репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), способен описать их параметры.
- • Студент знаком с принципами historical animal studies и подходами исследователей, чьи работы являются классикой в этой научной области.
- • Студент знаком с принципами literary animal studies и «зоопоэтикой», способен историзовать и контекстуализировать писательский способ мышления о животном и человеке.
- • Студент способен охарактеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины
- ЖИВОТНОЕ КАК ANIMAL OTHER
- ЖИВОТНОЕ КАК «ОБЪЕКТ» ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
- ЖИВОТНОЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- ЖИВОТНОЕ КАК ЖЕРТВА: НАСИЛИЕ И УЯЗВИМОСТЬ
- ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время занятий.
- Итоговое эссеПисьменная работа (объемом 700-900 слов, по теме из предложенного преподавателем перечня или по теме, предложенной студентом и согласованной с преподавателем) выполняется вне аудитории в день, указанный в расписании сессии.
- Промежуточное эссеТемы эссе (объемом 500-600 слов, по выбору студента из заранее предложенного преподавателем перечня) разработаны на основе пройденного на занятиях материала. Эссе пишется вне аудитории.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.6 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговое эссе + 0.15 * Промежуточное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.
- Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.