Бакалавриат
2023/2024
Ленинградские ученые и идеологические кампании "раннего сталинизма"
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Михайлов Кирилл Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен малоизвестным страницам истории формирования советской исторической науки в Ленинграде в 1920 – 1930-е гг., проблемам взаимоотношений между учеными и властными инстанциями Советской России. В качестве примера своеобразного симбиоза между партийными органами и дореволюционной научной элитой выступает Государственная академия истории материальной культуры под руководством Н.Я. Марра и судьбы ее сотрудников. Феномен советской науки и особенности её формирования уже неоднократно становились объектами исследований. В популярном изложении происходит дискуссия между «неудобным» и «полезным» прошлым, между «управляемой» и «репрессированной» наукой. Главным образом, внимание историографов привлекает «московский» извод между картиной истории академической науки, а её ленинградская часть остается малоизвестной. Курс ставит задачу не только проследить судьбы отдельных ученых в сложный исторический период, но дать слушателям общую картину трансформации учебных и научных институций, учебных университетских программ и целых направлений академической науки под влиянием советских «идеологических» и «репрессивных» компаний» конца 1920-х – 1930-х гг.
Цель освоения дисциплины
- Курс ставит своей целью ознакомить студентов с главными этапами формирования академических институций послереволюционного Петрограда – Ленинграда и влияние на академическую среду сталинских «идеологических компаний». Помимо этого, курс стремится показать студентам основные историографические тенденции и современные интерпретации в области изучения феномена советской науки.
Планируемые результаты обучения
- Студент(ка) анализирует советскую и российскую историографию, где анализируется образ и феномен советской исторической науки
- Студент(ка) различает механизмы формирования советских академических институций в 1920-1930-е гг., а также может указать примеры влияния партийной власти на трансформацию и консолидацию науки в Советской России.
- Студент(ка) умеет интерпретировать историографические традиции изучения советской науки в Ленинграде
- Студент(ка) различает исследовательские традиции по проблематике взаимодействия академической науки и органов советской власти, владеет теоретическим и фактологическим аппаратом для собственных выводов и сравнений
Содержание учебной дисциплины
- «Неудобное» и «полезное» прошлое: Феномен советской исторической науки
- «Ошибки» выживших: от исторического анекдота до архивных исследований
- «Феномен» советской археологии, как частный случай развития от дореволюционной к советской научной школе
- Конформизм и симбиоз или лоббизм и консервация академических традиций: Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК) в качестве примера трансформации дореволюционной академической науки в советское учреждение.
- Отцы-основатели РАИМК/ГАИМК: портреты некоторых российских историков и археологов в эпоху исторических перемен.
- Поколение учеников или борьба за «марксистскую археологию».
- Судьба сталинского лауреата: реконструкция научной биографии М.К. Каргера в качестве примера становления нового поколения советских ученых.
- Сложение иерархических структур в советской науке и научные школы 1930-х гг.
- Несостоявшийся прорыв: поэтапный разгром всей ленинградской исторической и археологической школы в 1940-е гг.
Элементы контроля
- Работа на семинаре
- ЭссеЭссе посвящено различным аспектам взаимодействия между скандинавскими и российскими/имперскими историческими агентами, а так же аспектам взаимного воображения, изображения и описания. Эссе объемом от 1500 слов. Эссе содержит 5-6 ссылок на исследовательские работы и источники
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
- Мартынов, А. И. Археология : учебник для вузов / А. И. Мартынов. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15624-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510681 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мартынов, А. И. Археология : учебник для академического бакалавриата / А. И. Мартынов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04537-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431881 (дата обращения: 28.08.2023).
- Мартынов, А. И. Археология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Мартынов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3921-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428214 (дата обращения: 28.08.2023).