• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Уголовное право (Общая часть)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Купцов Иван Андреевич, Морозов Андрей Николаевич, Никулина Виктория Александровна, Новиков Егор Евгеньевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Уголовное право (Общая часть) – одна из основных юридических дисциплин. Важным аспектом преподавания и изучения курса уголовного права является активное развитие межпредметных связей с общетеоретическими и другими юридическими дисциплинами – уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, гражданским правом, криминологией, криминалистикой и др. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: понятие, место и роль уголовного права в российской правовой системе;основные положения Общей части уголовного права; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов Общей части уголовного права. Уметь: оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы Общей части уголовного права; анализировать фактические обстоятельства и возникающие в связи с ними уголовно-правовые отношения; принимать решения в точном соответствии с уголовным законодательством; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам Общей части уголовного права. Иметь навыки:работы с уголовным законодательством и нормативными актами смежных отраслей права; анализа уголовно-правовых явлений, уголовно-правовых норм и уголовно-правовых отношений; анализа практики применения уголовно-правовых норм; навыками разрешения уголовно-правовых проблем и коллизий; навыками реализации норм Общей части уголовного права, применения общих и специальных правил квалификации преступлений и назначения наказания. Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01.«Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «Судебная власть и правоохранительные органы». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке междисциплинарному экзамену по направлению подготовки
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уяснение социально-политического смысла и юридического содержания Общей части уголовного закона, практики ее применения, взаимосвязи составляющих ее норм и институтов
  • Овладение навыками применения Общей части уголовного законодательства, в том числе квалификации преступлений и назначения мер уголовно-правового воздействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает общие начала назначения наказания. Умеет применять общие и специальные правила назначения уголовного наказания.
  • Знает понятие объекта преступления, его соотношение с предметом преступления. Умеет определять объект преступления.
  • Знает понятие соучастия в преступлении, его отличие от иных форм совместной преступной деятельности нескольких лиц. Умеет квалифицировать преступление, совершенное в соучастии, применять нормы об ответственности соучастников преступления.
  • Знает признаки неоконченного преступления, виды неоконченного преступления. Умеет квалифицировать неоконченное преступление, применять правила о добровольном отказе от преступления.
  • Знает признаки, сущность и цели уголовного наказания, систему уголовных наказаний. Умеет принять положения Общей части УК РФ об уголовных наказаниях.
  • Знает систему иных мер уголовно-правового характера. Умеет применять положения законодательства об иных мерах уголовно-правового характера.
  • Знает систему обстоятельств, исключающих преступность деяния, условия их правомерности. Умеет квалифицировать деяния при необходимой обороне, причинении вреда преступнику при задержании, крайней необходимости.
  • Знает систему положений уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Умеет применять правила назначения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия к несовершеннолетним.
  • Понимает предмет уголовного права и знает место уголовного права в системе отраслей права. Знает содержание принципов уголовного права и уголовно-правовой политики. Ориентируется в структуре УК РФ.
  • Понимает признаки объективной стороны преступления. Умеет квалифицировать преступления по признакам объективной стороны.
  • Понимает признаки преступления и элементы состава преступления. Умеет определять категории преступлений.
  • Понимает признаки субъекта преступления. Умеет квалифицировать преступления по признакам субъекта.
  • Понимает признаки субъективной стороны преступления. Умеет квалифицировать преступления по признакам субъективной стороны, применять правила уголовно-правовой оценке при ошибке субъекта.
  • Понимает роль и значение уголовной ответственности, формы ее реализации.
  • Понимает роль уголовного закона, систему иных источников уголовного права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также правила толкования уголовно-правовых норм.
  • Понимает систему оснований освобождения от уголовного наказания. Умеет применять нормы об освобождении от уголовного наказания, разрешать их конкуренцию.
  • Понимает систему оснований освобождения от уголовной ответственности. Умеет применять нормы об освобождении от уголовной ответственности, разрешать их конкуренцию.
  • Понимает уголовно-правовую характеристику множественности преступлений. Знает формы и виды множественности преступлений. Умеет определять виды совокупности и рецидива преступлений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в уголовное право
  • Уголовный закон
  • Понятие преступления. Состав преступления
  • Объект преступления
  • Объективная сторона преступления
  • Субъект преступления
  • Субъективная сторона преступления
  • Стадии совершения умышленного преступления
  • Соучастие в преступлении и иные формы совместной преступной деятельности
  • Множественность преступлений
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Уголовная ответственность
  • Уголовное наказание
  • Назначение наказания
  • Освобождение от уголовной ответственности
  • Освобождение от уголовного наказания
  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Иные меры уголовно-правового характера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце 2 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения задания. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решение тестов по четырем казусам по проблематике Общей части уголовного права России. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблематике Общей части уголовного права России в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Решение задачи оценивается по десятибалльной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок. Логическая ошибка – нарушение законов формальной логики при рассуждении, в частности: предвосхищение основания, отрицание антецедента («Если лицо достигло возраста уголовной ответственности, оно подлежит такой ответственности. Лицо не привлечено к ответственности. Следовательно, оно не достигло установленного возраста»), подтверждение консеквента («Когда имеет место крайняя необходимость, допускается причинение вреда третьим лицам. Вред причинен третьему лицу. Следовательно, имела место крайняя необходимость»), обобщение на основании неполной информации, подмена тезиса, доказательство через то же самое; отождествление хронологической связи с причинно-следственной; фактическая ошибка – утверждение, противоречащее описанию фактических обстоятельств в тексте задачи; Юридическая ошибка – утверждение, противоречащее содержанию нормы.
  • неблокирующий Оценивание участия в семинарских занятиях
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине 2 модуля. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Формула оценивания: РО дисциплина = k1·Ос+ k2·Ок + k3·Оэкзамен, где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), k1 = 0,1, Ос – оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум – 10 баллов), K2 = 0,2, Ок – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов), K3 = 0,7, Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Жалинский А.Э. - Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. Учебник. 2-е издание - Проспект - 2009 - ISBN: 978-5-392-17975-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28257
  • Козаченко, И. Я.  Уголовное право. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-05796-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431856 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Колосовский, В. В. Теоретические проблемы квалификации уголовно-правовых деяний : монография / В. В. Колосовский. — Москва : СТАТУТ, 2011. — 398 с. — ISBN 978-5-8354-0775-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61724 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под ред. Бриллиантова А.В. - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Том 1 - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15918-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27646
  • Под ред. Бриллиантова А.В. - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Том 2 - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15919-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27865
  • Под ред. Бриллиантова А.В. - Уголовное право России. Части Общая и Особенная. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15428-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27722
  • Под ред. Есакова Г.А. - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е издание - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23483-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33600
  • Под ред. Чучаева А.И. - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический) - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-27825-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/41092
  • Под ред. Чучаева А.И. - Уголовное право. Общая часть. 3-е издание. Учебник для бакалавров - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23032-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33172

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арутюнов, А. А. Соучастие в преступлении : учебное пособие / А. А. Арутюнов. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 408 с. — ISBN 978-5-8354-0883-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61710 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. - Проблемы российской уголовной политики. Монография - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13475-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/26632
  • Звечаровский, И.Э. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление: монография / И.Э. Звечаровский. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 87 с. — (Серия «Научные издания для юристов»). - ISBN 978-5-238-02326-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028888
  • Объективная сторона преступления: (репринт издания М., 1960) Монография - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 245 с.: ISBN 978-5-16-105392-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/752263
  • Под ред Бодаевского В.П., Зимина В.М., Чучаева А.И. - Уголовное право. Общая часть. Учебник - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-21654-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/38293
  • Причинность и объективная сторона преступления: Монография / З.Б.Соктоев - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-606-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/504557
  • Савельева В.С. - Основы квалификации преступлений. 2-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16382-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/755
  • Фельдштейн, Г. С. Главные течения в истории науки уголовного права в России / Г. С. Фельдштейн. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 689 с. — ISBN 978-5-507-34585-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35325 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.