Бакалавриат
2023/2024
Информационные системы в экономике и бизнесе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент экономики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Васильева Татьяна Александровна,
Королёва Анна Алексеевна,
Москалева Валерия Дмитриевна,
Салтыков Денис Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины обучающиеся смогут систематизировать понятия о корпоративной информационной системе (КИС) и ИТ-ландшафте предприятия. Получат представление о классах КИС и принципах выбора КИС в зависимости от специфики деятельности предприятия. Познакомятся с подходами по проектированию ИТ-ландшафта, формированию функциональных требований и ведению проектной деятельности, направленной на внедрение КИС. Приобретут понимание основных особенностей программного обеспечения информационных систем как объектов интеллектуального права. Приобретут понимание устройства и навыки работы в системах классах ERP на примере решений 1С.
Цель освоения дисциплины
- Систематизация и расширение понятийного аппарата в области КИС и ИТ-ландшафтов
- Знакомство со спецификой работы коммерческой компании, влияющей на конфигурацию ИТ-ландшафта, формирование функциональных требований и выбор используемых классов КИС
- Знакомство с различными классами КИС, их назначением и местом в ИТ-ландшафте предприятия
- Знакомство с ИТ-стратегией, как инструментом достижения бизнес-целей компании путем применения ИТ-инструментов
- Изучение подходов к проектированию ИТ-ландшафта, формированию процессной структуры и сбору функциональных требований
- Изучение подходов к выбору и внедрению КИС
- Знакомство с проектной деятельностью в области внедрения КИС
- Знакомство с юридическими аспектами реализации проектов цифровой трансформации и государственного регулирования в сфере ИТ
- Знакомство с назначением, функциями, структурой и принципами работы систем класса ERP
Планируемые результаты обучения
- Умеет выделять специфику деятельности предприятия, влияющую на формирование функциональных требований
- Понимает функциональное разделение различных классов КИС, присутствующих на рынке
- Понимает, как использование КИС способно способствовать достижению бизнес-целей предприятия
- Умеет формулировать критерии выбора КИС, отталкиваясь от специфики операционной, инвестиционной и финансовой деятельности
- Понимает, как происходит внедрение КИС, какие существуют подходы, и когда целесообразно применять тот или иной подход в зависимости от сложности и объема требований, текущей автоматизации и сроков запуска
- Понимает ограничения использования интеллектуальной собственности при реализации проектов цифровизации
- Знает основные виды договоров, связанных с созданием и эксплуатацией ИС. Понимает различия между ними
- Понимает основы государственной регистрации программ для ЭВМ
- Умеет планировать систему сбора информации для целей поддержки операционной деятельности и управления (для принятия управленческих решений)
- Умеет управлять нормативно-справочной информацией в составе информационных систем на примере на примере решений 1С
- Умеет выполнять задачи операционного управления с помощью информационных систем на примере решений 1С
- Умеет выделять специфику деятельности предприятия, определяющую формирование функциональных требований.
- Различает функции различных классов КИС, присутствующих на рынке
- Определяет, как использование КИС способствует достижению бизнес-целей предприятия
- Формулирует критерии выбора КИС, отталкиваясь от специфики операционной, инвестиционной и финансовой деятельности
- Формирует бизнес-требования к КИС с учетом целей и потребностей компании
- Описывает, как происходит внедрение КИС, какие существуют подходы, и объясняет, когда целесообразно применять тот или иной подход в зависимости от сложности и объема требований, текущей автоматизации и сроков запуска
- Умеет выделять специфику деятельности предприятия, определяющую формирование функциональных требований
- Выделяет специфику деятельности предприятия, определяющую формирование функциональных требований
- Управляет нормативно-справочной информацией в составе информационных систем на примере на примере решений 1С
- Выполняет задачи операционного управления с помощью информационных систем на примере решений 1С
Содержание учебной дисциплины
- Модуль 1 Специфика коммерческой компании, влияющая на конфигурацию ИТ-ландшафта
- Модуль 1 Специфика операционной деятельности коммерческой компании, влияющая на конфигурацию ИТ-ландшафта
- Модуль 1 Классы и назначение информационных систем в бизнесе
- Модуль 1 Проектирование и внедрение информационных систем в бизнес-среде
- Модуль 1 Проектная деятельность в области автоматизации/цифровизации компаний
- Модуль 2 Работа с результатами интеллектуальной деятельности при реализации проектов цифровизации/автоматизации
- Модуль 2 Основные сделки в проектах цифровизации/автоматизации. Основа договоров
- Модуль 2 ИТ сервисы
- Модуль 2 Экосистема 1С. Знакомство с системой программ 1С: Предприятие
- Модуль 2 Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия в 1С: ERP
- Модуль 2 Формирование цифровой модели предприятия в 1С:ERP
- Модуль 2 Знакомство с 1 ERP Управление предприятием. Архитектура прикладного решения
Элементы контроля
- Промежуточное тестированиеПромежуточный тест 6 вопросов (4 закрытых и 2 открытых). Темы вопросов соответствуют проведенной лекции. Ответы заполняются на опросных листах. Продолжительность теста – 8 мин.
- Выполнение группового проектаГрупповой проект является итоговой контрольной активностью, выполняется в группе (5 групп по 5-7 человек). В соответствии с предоставленным преподавателем шаблоном формата MS PowerPoint, необходимо разработать требования к автоматизации предприятия и предполагаемый план проекта автоматизации. Для оформления результатов необходимо использовать промежуточные результаты работ на первых 5 практических занятиях.
- Защита группового проектаЗащиту группового проекта должны провести все без исключения обучающиеся, которые принимали участие в его подготовке. Защита проводится в ходе 6-го и 7-го практического занятия. Каждый обучающийся презентует фрагмент общей презентации Группового проекта. В ходе презентации преподаватель выбирает одного из участников группы в произвольном порядке для начала или продолжения презентации.
- Промежуточное тестированиеТест проводится по материалам лекций 2-модуля на последнем лекционном занятии. Общее количество вопросов в тесте -15. Вопросы с вариантами ответов.
- Работа на семинарахПреподаватель контролирует выполнение студентом заданий семинарского занятия в индивидуальной информационной базе прикладного решения 1С: ERP Управление предприятием на платформе Edu.1CFresh. При необходимости преподаватель может задать студенту вопрос по выполненному заданию. За каждый из контролей студент может получить максимум 2 балла. Общая оценка за работу на семинарах определяется как сумма оценок на все контроли (максимум 10 баллов).
- Контрольная работаКонтрольная работа включает описание ситуации предметной области и 10 заданий. Каждое задание оценивается максимум в 1 балл. Выполнение заданий осуществляется студентом в индивидуальной информационной базе прикладного решения 1С: ERP Управление предприятием на платформе Edu.1CFresh. Контрольная работа проводится на одном из семинарских занятий. Продолжительность 2 ак.ч.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Выполнение группового проекта + 0.2 * Защита группового проекта + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Промежуточное тестирование + 0.1 * Промежуточное тестирование + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационные системы: управление жизненным циклом : учебник и практикум для среднего профессионального образования, Зараменских, Е. П., 2023
- Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - 978-5-392-29499-2 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/31094 - 31094 - PROSPECT
- Яковлев, А. В. Управление производством: планирование и диспетчеризация / А. В. Яковлев. — Москва : , 2018. — 219 с. — ISBN 978-5-9677-2760-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/251819 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бобровников, А. Э. Финансовое планирование и бюджетирование / А. Э. Бобровников. — Москва : , 2018. — 313 с. — ISBN 978-5-9677-2762-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/251816 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Завьялкин, Д. В. Управленческий учет / Д. В. Завьялкин, И. Б. Пальчиков, Е. В. Гаврилова. — Москва : , 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9677-2862-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/251798 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - 978-5-392-23502-5 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/33677 - 33677 - PROSPECT
- Рузакова О.А.: под общ. ред. Новоселовой Л.А. - Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Учебное пособие - 978-5-392-33477-3 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/43961 - 43961 - PROSPECT
- Управление человеческими ресурсами / С. В. Иванова, Е. Н. Ветлужских, Е. А. Вешнякова, З. Е. Малыгина. — Москва : , 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9677-2843-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/251810 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.