• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Арбитражный процесс

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 4-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Федоров Виталий Алексеевич, Шевченко Илья Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов знаний и понимания основных научных и практических проблем, имеющихся в арбитражном процессуальном праве. В ходе лекций и семинарских занятий студенты приобретают навыки применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его толкования Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами. В ходе изучения курса перед обучающимися ставится цель осмысления арбитражного процессуального права в проблемном ключе; студенты учатся видеть доктринальные проблемы в практических примерах и предлагать пути их решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать у студентов целостное представление о процессуальной деятельности судов и иных участников процесса по рассмотрению и разрешению дел в арбитражных судах;
  • - изучить понятия и отличительные особенности арбитражного судопроизводства в сравнении с другими видами судопроизводства;
  • - рассмотреть принципы и особенности арбитражного процессуального права;
  • - определить процессуальное положение субъектов арбитражно-процессуальных правоотношений;
  • - изучить порядок и средства доказывания в арбитражном процессе;
  • - изучить особенности и содержание каждой из стадий арбитражного процесса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и понимать отдельные стадии рассмотрения дела судом; знать концепции судебного решения и их практические последствия
  • Знать особенности рассмотрения арбитражными судами дел отдельных категорий, уметь составлять подаваемые в суд документы по этим делам.
  • Может описать систему арбитражных судов Российской Федерации; выявить место арбитражного процесса в системе других отраслей российского права
  • Понимать правила представления, раскрытия и оценки доказательств. Уметь составлять заявление о принятии обеспечительных мер
  • Умеет видеть проявление принципов арбитражного процессуального права в конкретных нормах процессуального законодательства
  • Уметь определять какому суду подведомственно дело: суду общей юрисдикции или арбитражному суду
  • Уметь определять субъектный состав конкретного спора (ответчика, третьих лиц и т.п.)
  • Уметь составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, определения по результатам рассмотрения вопроса о его принятии к производству
  • Уметь составить, подать и поддержать апелляционную, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся/новым обстоятельствам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. Система арбитражных судов в Российской Федерации
  • Принципы арбитражного процессуального права
  • Компетенция арбитражных судов. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.
  • Состав арбитражного суда. Участники арбитражного процесса.
  • Доказательства в арбитражном процессе. Обеспечение иска.
  • Иск в арбитражном процессе. Возбуждение дела. Мировое соглашение
  • Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции. Судебные акты арбитражного суда. Судебные расходы
  • Производство в апелляционной и кассационной инстанции. Производство в порядке надзора. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа относится к формам текущего контроля успеваемости студентов. Контрольная работа выполняется, как правило, в аудитории в присутствии преподавателя и представляет собой решение одной задачи с возможностью использования принесенного студентом с собой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в бумажном виде без каких-либо помарок. Задание выполняется в течение одного астрономического часа (45 минут). Целью выполнения студентом контрольной работы является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом практических навыков, развитых аналитических способностей. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию / отсутствию юридических и фактических ошибок.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Для получения одного балла за работу на семинарских занятиях студент должен одновременно соблюсти следующие условия: 1) посещение студентами семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ (отработки пропущенных семинарских занятий не предусмотрены); 2) подготовка к семинарским занятиям и выступления по собственной инициативе с аргументированным и верным решением задач, которые были заданы на семинар; 3) аргументированное участие в дискуссиях в рамках семинарских занятий (в том числе, в виде аргументированных и верных дополнений к решению задачи, которое было предложено другим студентом), аргументированные ответы на вопросы преподавателя в рамках семинарских занятий, демонстрация аналитического и критического подхода к теоретическим и практическим материалам, предложенным к обсуждению в рамках лекционных и семинарских занятий. Для получения балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям. Студенты, имеющие право на получение балла, называются преподавателем на последнем семинарском занятии по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач повышенной сложности с возможностью использования принесенного студентом с собой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в бумажном виде без каких-либо помарок. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение каждой задачи в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Каждый студент должен самостоятельно в течение 90 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. При выполнении указанных элементов контроля студентам разрешается пользоваться лишь теми правовыми актами, перечень которых был заранее определен преподавателем в зависимости от тематики предлагаемых заданий. В ходе выполнения контрольной работы и письменных экзаменационных работ студентам не разрешается пользоваться литературой, правовыми актами, не входящими в заявленный преподавателем перечень, конспектами, персональными компьютерами, планшетами, смартфонами и другими вспомогательными средствами в отсутствие специального указания преподавателя. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Одисциплина = Осем +k1 хОк/р + k2 х Оэкзамен, где: Одисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимальное количество баллов – 10); k1 - 0,2, k2 - 0,7, Ок/р – количество баллов, полученное за контрольную работу (максимальное количество баллов - 10); Оэкзамен – количество баллов, полученное за экзамен (максимальное количество баллов – 10). Осем – количество баллов, полученное за работу на семинарах (максимальное количество баллов - 1);
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами судебной практики и комментариями : учебное пособие / под редакцией Т. К. Андреевой. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 942 с. — ISBN 978-5-8354-0892-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сборник разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам гражданского и арбитражного процесса : сборник / составитель М. А. Ерохова. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 928 с. — ISBN 978-5-8354-1275-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977661