• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

История, государство и политика ибероамериканских стран

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Ибероамериканский мир включает в себя значительное число стран, которые цивилизационно были неразрывно связаны между собой и обладали историческим, лингвистическим, конфессиональным и культурным сходством. Программа курса предполагает продвижение от изучения общей истории стран Пиренейского полуострова и их американских колоний до углубленного исследования специфики и механизмов работы государственных структур каждой из ибероамериканских стран, особенностей политического управления и политических перспектив этого межрегионального объединения в современном мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студента представлений об основных этапах истории ибероамериканских стран с древнейших времен до начала XXI века.
  • Выработка представления о многообразии мирового исторического опыта, об особенностях цивилизаций и культур, составляющих основу Ибероамериканского мира
  • Ознакомление со спецификой и механизмами функционирования политических систем в странах Ибероамерики на современном этапе
  • Развитие навыков анализа и сопоставления важнейших событий и процессов, определявших основные черты государственного устройства и направления политического развития ибероамериканских стран
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет ареал расселения и культурные особенности древнейших племен Пиренейского п-ова, причины колонизации побережья и основные колонии греков и финикийцев, основные этапы включения этих земель в состав Римской империи. Объясняет культурные особенности иберийских народов, заложенные в период античности.
  • Выделяет основные понятия, этапы и события, связанные с эпохой Реконкисты. Анализирует исторические источники этого периода. Выявляет степень влияния этого периода в развитии Ибероамерики на последующие эпохи.
  • Выделяет основные последствия Наполеоновских войн для Испании и Португалии. Анализирует положения Кадисской конституции 1812 г. Выделяет основные этапы и события борьбы за независимость в испанских колониях. Анализирует и сравнивает процессы с разных странах Ибероамерики в первой половине XIX в.
  • Выделяет основные этапы расселения вестготов на территории Римской империи, особенности Тулузского и Толедского королевств вестготов, особенности королевской власти в этот период, взаимоотношений короля и Церкви, последствия принятия католической веры для политического и социального устройства Толедского королевства, причины ослабления и поражения его в войне с маврами.
  • Выделяет особенности физической и политической географии стран Ибероамерики. Анализирует роль языка и религии в формировании культурного единства региона. Различает характерные элементы государственной символики ибероамериканских стран (флаги, гербы).
  • Выявляет причины, основные события и тоге Великих географических открытий. Объясняет причину значительной роли в них Испании и Португалии. Описывает особенности развития южноамериканских цивилизаций до начала завоевания. Анализирует последствия создания империй в Латинской Америке и в Азии как для метрополий, так и для колоний.
  • Называет основные реформы просвещенного абсолютизма, их причины и результаты. Сравнивает особенности политики просвещенного абсолютизма в Испании, Португалии и их колониях. Анализирует события в этих странах с учетом внешнеполитических событий (Великая французская революция, война за независимость английских колоний)
  • Объясняет особенности развития стран Ибероамерики во второй половине XIX в. Выделяет суть либеральных преобразований, их итоги и причины их неполноценности.
  • Описывает периоды правления и основные направления внешней и внутренней политики Старших и Младших Габсбургов. Анализирует причины и последствия Иберийской унии.
  • Описывает формы и органы государственной власти, политические партии и институты, различает президентов и лидеров стран Ибероамерики на современном этапе. Сравнивает внутриполитические события, происходящие в странах Пиренейского п-ова или в Латинской Америке и определяет их внешние и внутренние причины. Анализирует причины и закономерности основных интеграционных и сепаратистских процессов в Ибероамерике.
  • Отличает основные этапы развития мусульманских владений на Пиренейском полуострове.
  • Сопоставляет и объясняет события и этапы складывания христианских королевств Пиренейского п-ова (Астурии, Леона, Кастлиии, Каталонии, Арагона, Португалии). Выявляет причины их объединения и разделения в этот период, особенности политического объединения Испании в конце XV в.
  • Сравнивает основные исторические процессы, характерные для стран Ибероамерики в начале XX в. Называет причины установления диктаторских режимов. Выделяет особенности диктаторских режимов, сложившихся в странах Ибероамерики, а также путей их перехода к демократической форме правления.
  • Сравнивает события, происходящие в испанских колониях, с событиями Великой Французской революции, войны США за независимость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое Ибероамерика?
  • От Иберии к Испаниям. Пиренейский полуостров в эпоху древности и античности.
  • Варвары на Пиренейском полуострове.
  • От Реконкисты к Конкисте. Общество, созданное для войны.
  • Столкновение цивилизаций и раздел мира в эпоху Великих географических открытий.
  • Империя, над которой никогда не заходит солнце. Владения Испании и Португалии в XVI-XVII в.
  • Реформы эпохи просвещённого абсолютизма в Испании, Португалии и их колониальных владениях в XVIII в.
  • Войны за независимость и революционные движения в странах Ибероамерики в XIX в.
  • Ибероамерика в XX в: от диктаторских режимов к демократии.
  • Ибероамерика перед вызовами XXI века: интеграция, сепаратизм и историческая память
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Аналитическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Аналитическое эссе + 0.05 * Доклад + 0.15 * Контрольная работа + 0.1 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация : учеб. пособие для вузов, Ларин, Е. А., 2007
  • Испания. Анфас и профиль, Верников, В. Л., 2007
  • История Испании. Т.1: С древнейших времен до конца XVII века, Астахов, М. А., 2012
  • История Испании. Т.2: От войны за испанское наследство до начала XXI века, , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки : учеб. пособие, Орлов, А. Г., 2001
  • Ларин, Е. А.  История и культура Латинской Америки. От доколумбовых цивилизаций до начала ХХ века : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Ларин, С. П. Мамонтов, Н. Н. Марчук. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08907-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426688 (дата обращения: 28.08.2023).